На сайте размещены статьи по русской истории, публицистика, философия, статьи по психологии, а также по грамматике русского и древнерусского языков, в частности – Слова о полку Игореве.

Дм. Добров

Научные данные о гомопитеках

Дм. Добров • 8 декабря 2013 г.

Уважаемые друзья, поздравляю вас: вы сделали верный выбор. Мой общеобразовательный курс о гомопитеках прошел горнило строжайшей научной критики на уровне квадрографии и закален в бурях многих Ученых советов: даже столь выдающийся знаток повадок гомопитеков, как профессор Усс, лично жал мне руку и говорил, что после прочтения блестящей моей квадрографии он вновь открыл для себя гомопитеков, будто впервые погрузившись в их дикий и по-своему даже прекрасный мир юности современного человечества.—

— Сразу же хочу вас предостеречь, друзья мои: мы будем заниматься серьезно, и если вы ищете легких путей в науку или развлечения, как искали его некоторые в получившей печальную известность лживой книге самозванца Тсса «Брачные игрища гомопитеков», то лучше вам сразу же отказаться от занятий на моем курсе. Я не предлагаю ни легких путей в науку, ни развлечений, ни удовлетворения низменных страстей,— я зову вас к строгому научному поиску и овладению материалом на уровне профессионалов. Итак, мы начинаем. Прошу внимания.—

— Все вы, конечно, знаете, что много миллионов лет назад нашу планету населяла цивилизация гомопитеков, от которой, к сожалению, мало что сохранилось до наших дней. Научный мир все еще погружен в величайшие сомнения: то ли гомопитеки уничтожили себя сами неким неизвестным оружием, ведь они просто обожали убивать друг друга, то ли это была чудовищная мировая катастрофа.  До недавних пор научный мир сомневался, были ли гомопитеки вполне разумны, но в последнее время были сделаны поистине выдающиеся археологические открытия, прямо указывающие на некоторую их разумность: был найден, во-первых, фрагмент магической символики гомопитеков из подземного их святилища, называемого МТРО, во-вторых, примитивный носитель звука с фрагментом записи какого-то дикого боя, вероятно магических бубнов, использовавшихся в обрядах поклонения подземному духу Хха, и, в-третьих, остатки нескольких чрезвычайно примитивных средств передвижения, которые в переводе с языка гомомитеков, как выяснил блистательный профессор Усс, назывались самодвиги. Эти чрезвычайно серьезные данные были введены в научный оборот после пяти экспедиций профессора Усса и, конечно же, бессонных ночей творца…—

— Да, гомопитеки были до определенной степени разумны, что мы знали и ранее, до пяти великих походов: на это указывает сам их образ жизни. По некоторым скудным остаткам жилищ гомопитеков мы можем судить, что жили они довольно большими стаями, кучно; иной раз в местах их обитания собиралось, вероятно, даже до сотен тысяч особей, а возможно, и более. Группировались они, видимо, вокруг своих подземных святилищ МТРО. У них было весьма примитивное подобие домов — прямоугольные коробки с дырами, устроенными как для проникновения внутрь самих гомопитеков, так и для допуска в жилища света. К сожалению, мы еще работаем над уточнением характера материалов, из которых произведены были коробки; пока можно сказать точно только то, что использовались какие-то металлы и обожженная кусками глина. Примитивные эти коробки, впрочем, могли достигать иной раз приличной высоты — нескольких десятков жилых уровней, а может быть, и более. Конечно же, на большой высоте жили самые неразвитые в социальном смысле гомопитеки, так как, сами понимаете, какие усилия нужно было приложить, чтобы взобраться вверх на несколько десятков уровней.—

— Социальная организация гомопитеков, друзья мои, все еще остается в значительной степени загадкой для современной науки. Известно, однако, что у них были типичные для всякого примитивного общества вожди и жрецы; последние заправляли подземным миром МТРО, где гомопитеки поклонялись подземному духу Хха. Вы спросите, как проходил обряд поклонения? Увы, друзья мои, подробностей мы не знаем — можно лишь догадываться, что святилища МТРО были соединены туннелями, по которым, вероятно, перемещались на своих самодвигах жрецы. Очень даже может быть, что во время движения в подземной тьме при свете факелов жрецы и совершали главный обряд, доступный лишь избранным.—

— Как я уже помянул, профессор Усс нашел фрагмент записи какого-то дикого боя, вероятно магических бубнов, но самое любопытное состоит в том, что запись эта найдена среди фрагментов самодвига. Отсюда, конечно, следует сделать вывод, что самодвиги использовались гомопитеками для религиозного поклонения — должно быть, не только подземному духу Хха, но и прочим духам, имена которых, к сожалению, нам не известны. Самодвиги у гомопитеков были как небольшие, на четыре-пять особей, так и большие, рассчитанные, вероятно, даже на несколько десятков особей. Последние принадлежали, вне всяких сомнений, вождям гомопитеков, которые выезжали на поклонение духам в сопровождении многочисленных родственников и друзей.—

— Как я уже сообщил, друзья мои, профессор Усс обогатил науку фрагментом магического заклинания гомопитеков, расшифровать которое, к сожалению, не удалось. Найден этот фрагмент заклинания в подземном святилище МТРО, а представляет он собой загадочную последовательность звуков, по всей вероятности магическую: «СТЦИЯ РЕЧОЙ ВОЗЛ». Эта потрясающая находка профессора Усса положила, разумеется, конец спорам о разумности гомопитеков, так как записывать звуки символами могут, конечно же, только разумные существа. Да, друзья мои, гомопитеки были разумны. Как это ни поразительно, гомопитеки были разумны — во всяком случае до некоторой степени.—

— Представьте себе полутемное подземное святилище МТРО, освещенное факелами и плотно забитое возбужденными гомопитеками. Глаза присутствующих горят, рты оскалены в религиозном экстазе, толпа колышется, и гомопитеки, в ярости потрясая кулаками, выкрикивают призыв подземному духу Хха: «СТЦИЯ РЕЧОЙ ВОЗЛ! СТЦИЯ РЕЧОЙ ВОЗЛ!»

— Любезный учитель, разрешите задать вопрос?

— Вопрос? Вообще-то, я считаю, что вопросы следует задавать в конце лекции, но если уж у вас возник вопрос… Что ж, задайте.

— Скажите, пожалуйста, что собой представлял фрагмент магического заклинания?

— Он представлял собой довольно большие символы, высотой примерно в локоть, которые, вероятно, были укреплены на стене при помощи вколоченных в нее штырей.

— А не возникало ли теоретическое предположение, что данные символы — всего лишь собственное имя?

— Как это?

— Ну, данное место просто носило такое название — «Стция речой возл».

— Данное место носило название МТРО, это установлено совершенно точно.

— Но разве не может быть, что название МТРО принадлежало классу определенных объектов, каждый из которых имел частные уникальные идентификаторы?

— Вы преувеличиваете разумность гомопитеков. Да и с какой бы целью стали они присваивать каждому святилищу МТРО уникальный идентификатор?

— Например, для ориентирования под землей. Если предположить, что подземные места, именуемые МТРО, служили не для поклонения, а для перемещения…

— Перемещения? Позвольте, куда же и с какой целью?

— Вы же сказали, что гомопитеки вели социальный образ жизни, стайный. Но если у каждого в стае были свои обязанности, то очень многие особи могли бы для исполнения своих обязанностей перемещаться от места жительства до места, так сказать, приложения своих сил на благо стаи.

— Нет, это просто какая-то научная фантастика — совершенно невозможная вещь, противоречащая всему комплексу знаний о гомопитеках, накопленному современной наукой. К тому же вы вступаете в логическое противоречие: присваивая гомопитекам столь высокую разумность, вы забываете о ней в своем предположении. Дело в том, что предполагаемые вами перемещения весьма неэффективны: если уж гомопитеки обладали, по вашему мнению, высоким разумом, то отчего же они не прикладывали свои силы на благо стаи в месте своего жительства или не жили там, где прикладывают свои силы? Зачем нужно ездить за тридевять земель, да еще и под землей? Одно только строительство подземной сети для перемещений отняло бы у стаи очень многие силы, а если учесть еще и силы, направляемые на поддержание сети перемещений в рабочем состоянии? Зачем все это, если разумным существам гораздо проще бы было прилагать свои силы на развитие общества в месте своего жительства? Извините, но ваше предположение не логично: строительство подобной сети перемещений просто бессмысленно. Но не отчаивайтесь, думайте, дерзайте: путь в науку начинается с ошибок, а иногда даже с разочарований. Настоящим же ученым становится тот, кто сумеет преодолеть трудности на пути.—

— Ну, что ж, друзья мои, продолжим нашу лекцию. Нет, к сожалению, гомопитеки были еще не столь развиты умственно, как нам иной раз хотелось бы думать. Мы даже сомневаемся, имели ли все без исключения гомопитеки идентификационные клички: лишь для жрецов и вождей клички представляются несомненными, так как к правителям гомопитеков наверняка обращались многие особи.—

— На слабую разумность гомопитеков, указывает то простое обстоятельство, что населявшие нашу планету стаи гомопитеков постоянно враждовали друг с другом. Если отдельная стая хоть немного усиливалась, то она немедленно выступала войной на соседей с намерением, вероятно, поработить их и паразитировать на их труде. Едва ли разумным людям, друзья мои, нужно объяснять, что желание паразитировать свойственно не разумным существам, а животным созданиям, живущим ради удовлетворения своих потребностей и получения наибольшего удовольствия. Да, к сожалению, мы можем предполагать, что смыслом жизни гомопитеков было получение наибольшего удовольствия, ради чего они готовы были на все, в том числе на убийство какого угодно количества существ своего вида.

— Дорогой учитель, разрешите мне тоже задать вопрос?

— Пожалуйста. Раз уж у нас начал складываться определенный порядок работы, давайте его поддерживать. 

— Скажите, пожалуйста, разве все гомопитеки были столь неразвиты? Если все они видели смыслом своего существования паразитирование, то кто же изобретал, например, самодвиги?

— Хороший вопрос. Конечно же, личные душевные качества отдельных гомопитеков были разными, но разными они были в определенных пределах, которые пределы лежали все-таки в агрессивной части психического спектра. Все наши данные без исключения говорят о весьма высокой агрессивности гомопитеков как вида. Соответственно, и желание паразитировать было присуще большей части гомопитеков — иначе бы они не убивали друг друга тысячелетиями. Кроме того, откуда вам известно, что первый самодвиг был изобретен не для более удобного убийства представителей своего вида? Возможно, для религиозного самоуслаждения его приспособили позже, чтобы осмысленно жить в мирное время, во время редких перерывов между войнами.—

— Увы, друзья мои, жизнь была для гомопитеков постоянной войной за возможность получать удовольствия, наслаждаться все больше и больше, больше и больше. Если вы посетите Государственный обезьяний питомник и понаблюдаете за его населением, тоже живущим стаями, то не сможете не заметить…

При этих словах зашептались присутствовавшие на галерке в качестве вольнослушателей две ученые обезьяны.

— Ну, это уж он загнул! Сравнивать высших приматов, хотя бы и не ученых, с какими-то дикими гомопитеками!

Вторая обезьяна саркастически согласилась:

— И это в наше время называется наукой?

— …но повадки неученых обезьян, друзья мои, разумеется, лишь до определенной степени могут быть сравнены с повадками гомопитеков: все-таки гомопитеки были до некоторой степени людьми — созданиями, отошедшими от основанной только на рефлексах жизни. Разум, вероятно, играл некоторую роль в жизни гомопитеков, но отвести ему решающую роль в их жизни, разумеется, нельзя. Несмотря на то, что гомопитеки обладали некоторыми человеческими качествами, например умели строить себе примитивные жилища и не менее примитивные средства передвижения, они не достигли самой сути человеческого облика — главенства разума над рефлексами.

Ученые обезьяны на галерке опять обменялись критическими замечаниями:

— Ну, это уж не человек будет, а какой-то компьютер.

— Отчего же, коллега? Уважаемый лектор ведь не сказал, что у человека должна произойти замена рефлексов разумом.

— Что ж, возможно, возможно… Но в любом случае инстинктивное обладание разумом представляется не столь важным достижением вида, как пробуждение сознания до разумного, пусть даже с посторонней помощью.

— Это не подлежит никакому сомнению, коллега.

— …постоянно возникают спекуляции по поводу разумности гомопитеков; встречаются даже совершенно возмутительные утверждения, что «они были такие же, как мы». Позвольте, коллеги, но разве же мы лезем в глубины МТРО поклоняться подземному духу Хха? Разве мы выезжаем на массовые камлания на самодвигах? Разве мы при малейшей возможности начинаем войну друг с другом? Разве мы живем в чудовищных безликих коробках, чем-то напоминающих муравейники? Да, современная наука признает за гомопитеками некие зачатки разума, но утверждать, что они были такие же, как мы, может только безумец.—

— Некоторые весьма основательные предположения современной науки, с которыми мы подробно ознакомимся в ходе наших занятий, говорят, что гомопитеки, по всей вероятности, уничтожили предыдущую разумную цивилизацию, от которой к ним, возможно, и перешли некоторые знания и навыки. Теперь, конечно, трудно выделить археологические следы именно предыдущей цивилизации, так как гомопитеки наложили свою властную длань в тысячелетиях буквально на все, но постепенно современная наука все более и более крепнет в том убеждении, что по-настоящему разумная цивилизация до гомопитеков была и что некоторые археологические следы принадлежат именно ей. Совсем недавно профессор Усс даже высказал очередное блистательное предположение, что гомопитеки развились из одичавших людей предыдущей цивилизации, пришедшей к упадку культуры. Конечно, увлекаться этой смелой научной гипотезой не стоит, ведь гомопитеки могли быть самостоятельным видом, но внимания она заслуживает. Заслуживает также внимания предположение о биологической мутации разумных людей, естественной или нет, приведшей к появлению гомопитеков.—

— В последнем своем походе, итоги которого еще не опубликованы, профессор Усс обнаружил в одном из раскопов, датируемых ранним временем существования гомопитеков, огромное количество пепла, образованного от сожжения неких спрессованных в пачки очень тонких прямоугольников неустановленного материала, каковые пачки, по блистательному предположению профессора Усса, до сожжения были своеобразными носителями информации. Что ж, если эти пачки действительно служили носителями информации, то гомопитекам они принадлежать не могли ни в коем случае, а спалили их, без всяких сомнений, гомопитеки, так как они не нуждались в столь огромном хранилище информации: жизнь их была устроена предельно просто, даже примитивно. По всей вероятности, сожженные пачки с информацией были принесены в жертву подземному духу Хха.—

— Друзья мои, я вижу на ваших лицах ужас, и я совершенно согласен с вами: гомопитеки могут вызывать только ужас.—

— Кто же догадается теперь, друзья мои, чем до нашествия гомопитеков жили древние люди, от которых не осталось, можно сказать, ничего? Подумайте, как это ужасно — гибель целой культуры под грязной пятою гомопитеков. Увы, друзья мои, вечного в жизни нет ничего, и на всякие культурные ценности непременно найдутся свои разрушители-гомопитеки.—

— В последнем своем походе, итоги которого еще не опубликованы, профессор Усс обнаружил также отрывок письменной информации гомопитеков, который удалось расшифровать. Это священное заклинание гомопитеков, как удалось определить при помощи Трехсот компьютеров. В переводе звучит оно следующим образом:

— Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.—

— Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами. Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел еще вчера со двора, во время обеда; черная кухарка и кучер просили расчета.

— Любезный учитель! А нельзя ли заключить, что это просто бытописание? Уж очень это похоже на описание частной жизни.

— Дорогой мой ученик, это совершенно исключено. Профессор Усс тоже сначала принял это за бытописание, но потом данную мысль пришлось исключить: гомопитеки не достигли того уровня развития, который вы им приписываете.—

— Профессор Усс нашел храмовую книгу гомопитеков, в которой начало этого заклинания и несколько других начал были вынесены на первую страницу, предваряли священный текст, который, к сожалению, пока не расшифрован, так как он очень длинный. Это именно мистическое заклинание гомопитеков, основанное на типичном для них бытовом событии — измене жреца религиозным идеалам. Впрочем, вполне возможно, что гомопитеки использовали для составления священного этого заклинания некое примитивное бытописание сакрального преступления, но в данном виде отрывок представляет собой не бытописание, а именно священное заклинание. Это доказано неопровержимо — при помощи Трехсот компьютеров.—

— О-о! Дорогие друзья! Я слышу, в моей голове звенит звонок окончания нашего занятия, как он должен звенеть и в ваших головах. Надеюсь, мы расстаемся с вами ненадолго — вплоть до следующей нашей чарующей встречи с диким и по-своему прекрасным миром гомопитеков. До скорого свидания на поприще истинной науки!

Зову живых