На сайте размещены статьи по русской истории, публицистика, философия, статьи по психологии, а также по грамматике русского и древнерусского языков, в частности – Слова о полку Игореве.

Дм. Добров

Троян

Дм. Добров • 19 октября 2010 г.

Загадочное определение троянь встречается в Слове о полку Игореве только в таком виде, откуда, вообще говоря, не ясно, образовано ли оно от имени или от иного качества. Вот как используется данное слово:

  1. О Бояне, соловию стараго времени! абы ты сиа плъкы ущекоталъ, скача славию по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы.
  2. Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были плъци Олговы, Ольга Святьславличя.
  3. Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука. Вступилъ девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дону плещучи, убуди жирня времена.
  4. На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребий о девицю себе любу.

Цит. по: С.П. Обнорский. С.Г. Бархударов. Хрестоматия по истории русского языка. Часть первая. 3-е издание. М., 1999, стр. 219, 221, 222, 225.

Стало быть, возможна тропа троянская, вече троянское, земля троянская и век троянский. Возможен, разумеется, и конь троянский из сказания Гомера. А Гомера наши древнейшие летописи поминают: «О, лесть зла есть, якоже Омиръ пишетъ», Ипатьевская летопись. Рязань: Александрия, 2001, стр. 513 // Русские летописи. Т. 11. Омир — это правильно по-гречески, а Гомер — католическое невежество. Равно, например, и «гегемон» на самом деле есть игемон, как у Булгакова.

Предложенные в наборе существительные слишком уж сильно отличаются друг от друга по смыслу, чтобы «троян» был объектом или субъектом: нет такого объекта или субъекта, которому могли бы принадлежать тропа, земля, вече и век; даже бог языческий смотрится по отношению к данному набору нелогично, так как ни полевая тропа к богу отношения иметь не может, ни демократическое народное собрание, вече.

Существующие попытки осмыслить данное слово заведомо ошибочны, потому как предполагают за ним неизменно объект или субъект, а не признак, т.е. существительное или имя собственное, а не прилагательное, как в Слове о полку Игореве:

Рища въ тропу Трояню. Некоторые исследователи считают, что Троян «Слова» — это обожествленный славянами римский император Траян. По мнению других, Троян — языческий бог славян. В древнерусском апокрифе XII в. говорится, что люди «прозывали» богами «солнце и месяць, землю и воду, и звери и гади» и ставили идолы: «Трояна, Харса (т.е. Хорса. — О. Т.), Велеса, Перуна».

Соответственно существуют и различные толкования слов «рища въ тропу Трояню». Н. С. Тихонравов видел здесь описку вместо «тропу Бояню» (буква б могла быть смешана с лигатурой тр). Вс. Миллер полагал, что имеется в виду древнеславянский языческий бог Троян, и переводил: «рыская по следу Троянову». Н.М. Карамзин, Н.Ф. Грамматин, О. Огоновский, Н.С. Державин считали, что имеется в виду Via Trajani — т.е. оборонительный вал и военная дорога, построенная римским императором Траяном. Румынский ученый А. Болдур понимает это место следующим образом: «Тропа Трояна — это не конкретная тропа, которую следует отыскать и локализовать. Это путь бога Трояна, бога дорог, божья тропа, аналогичная вечной стезе … выражение «Боян рыщет по тропе Трояна» означает либо что он, предаваясь поэтическому вдохновению, обегает мыслию божественные пути Трояна, либо, что вернее, он пытается угадать пути верховного распорядка, начертанного Трояном, иначе говоря, прочитать будущее в книге судеб русского народа» (А. Болдур. Троян «Слова о полку Игореве». — ТОДРЛ, т. 15, М. — Л., 1958, с. 35).

[…]

Были вечи Трояни, минула лета Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя. Вечи Трояни — «века Трояновы», как полагают комментаторы, — «языческие времена», которым противопоставляются «лета Ярослава» — время торжества христианства. См. также комментарий к словам «на седьмомъ веце» ниже, с. 514. Олег Святославич — дед Игоря, родоначальник черниговских Ольговичей.

[…]

Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синемъ море. П.П. Вяземский, в соответствии со своим взглядом на «Слово» как на подражание Гомеру, видел в «деве обиде» Елену Троянскую (Замечания на «Слово о полку Игореве». СПб., 1875, с. 188 и далее). А.С. Орлов сопоставлял ее с образом девушки с лебедиными крыльями в «мировой поэзии саг, песен и сказок» (Слово о полку Игореве. М. — Л., 1946, с. 112). Большинство современных комментаторов видит здесь олицетворение понятия «обиды» в том его почти терминологическом значении…

[…]

На седьмомъ веце Трояни … Всеславъ. «Всеслав действует на седьмом, т.е. на последнем веке языческого бога Трояна, иными словами: напоследок языческих времен. Значение «седьмого» как последнего определяется средневековыми представлениями о числе семь…


Слово о полку Игореве. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1967, стр. 477 — 478, 489, 493, 514 // Примечания О.В. Творогова.

Сказку о коне троянском рассказал Гомер. Во время Троянской войны Одиссей посоветовал грекам соорудить огромного деревянного коня, в котором укрыть воинов, и оставить его перед воротами Трои, самим сделав вид, что осада снята. Троянцы прельстились коварным даром и ввезли коня в город… Стало быть, «языческий бог Троян» должен быть назван богом предательства и коварства, а определение троянский в Слове о полку Игореве значит просто предательский — в связи с сочинением Гомера. Да, чувствуется в Слове о полку Игореве намек на язычество «троянцев», так как в подобном же духе использованы имена действительных богов, например «ветри, Стрибожи внуци», но бога Трояна не было.

Предложенное значение подходит ко всем четырем существительным.

Тропа, ведущая через степи к горам, на юг, может быть предательской, так как в степях жили печенеги, половцы и прочие «поганые враги», да и в древнейшей летописи говорится, что на юг иной раз бегали, в поминаемый Словом о полку Игореве «город Тмутаракань», явно предательский:

В лето 6572 (1064) бежа Ростиславъ кь Тмутороканю…

В лето 6586 (1078) бежа Олегъ, сынъ Святославль, Тмутороканю…

В лето 6589 (1080) бежа Игоревичь Давыдъ с Володаремъ Ростиславичемъ месяца мая въ 18 день, и придоста Тмутороканю… Ипатьевская летопись, стр. 115, 140, 143.

Вече, разумеется, тоже может быть предательским, как и земля на юге, где-то на Дону у моря. Наиболее же любопытен век троянский. По данному поводу возникает закономерный вопрос: с какой целью автор Слова о полку Игореве дает нам отсчет троянский? Какая нам разница, на каком веке троянском свершил свои дела Всеслав, если мы знаем точную дату сих дел? Иначе говоря, зачем нам дают относительный отсчет, если мы знаем абсолютный? Не для того ли, чтобы мы могли применить этот относительный отсчет к иной эпохе, иному уже веку, вычислив и там троянское деяние?

Разумеется, в данном случае за словом век нельзя числить значение столетие или эпоха, что согласно не столько с русским языком, сколько с Экклезиастом: «всякий векъ далъ есть в сердце ихъ», Еккл. 3, 11. Неопределенность здесь века как промежутка времени подтверждает и своего рода неопределенный артикль — всякий, который соответствует неопределенному артиклю современного английского языка a (an), происходящему как раз от слова всякий — any («современная наука» придерживается иного мнения — от слова one, один, но за очевидностью происхождения данного артикля спор смысла не имеет).

Нетрудно, кажется, допустить, что век в данном случае равен одному году. Для проверки заглянем в летопись. Берем «седьмой век», 1068 год, год деяний Всеслава, и отсчитываем семь лет назад:

Въ лето 6569 (1061) придоша половци первое на Руськую землю воевать. […] Се бысть первое зло отъ поганыхъ и безбожныхъ врагъ. Бысть же князь ихъ Искалъ.


Лаврентьевская летопись, Рязань: Александрия, 2001, стр. 159 // Русские летописи. Т. 12.

Разве это не начало отсчета, коли было «первое зло от поганых и безбожных враг»? Вот и деяния Всеслава на седьмом веке. Седьмой век, впрочем, предполагает не семь полных лет, а год седьмой, шесть с лишком. Но данная история Всеслава, строго говоря, началась на год раньше: в 1067 году его посадили в тюрьму, а в 1068 он был освобожден и стал Киевским князем…

Чтобы угадать, какой намек нам дан в Слове о полку Игореве, следует вспомнить предположение Л.Н. Гумилева, что Слово о полку Игореве есть политический памфлет против Александра Невского и его друзей из поволжских монголов, а также сменить век. И совпадение выходит просто чудесное:

В лето 6751 [1243] великый князь Ярославъ поеха в татары к Батыеви, а сына своего Костянтина посла к канови.

Тое же зимы [6757/1249] приеха Олександръ [Невский] и Андрей отъ кановичь, и приказаша Олександрови Кыевъ и всю Русьскую землю [Украину], а Андрей седе в Володимери на столе.


Там же, стр. 447, 448.

На данных отрывках видим, что Киев Александр захватил, как и Всеслав, на седьмом веке троянском, предательском. Да, как ни странно, в Слове о полку Игореве содержится завуалированное сравнение Александра Невского с язычником и колдуном Всеславом, который, по сообщениям некоторых летописцев, родился в сорочке. Оба они, по мнению автора Слова о полку Игореве, были поклонники «языческого бога Трояна», бога предательства.

Приведенное сравнение или, может быть, совершенно чудесное совпадение двух одинаковых разностей дат в двух веках с указанием на эту разность в Слове о полку Игореве трудно обсуждать, поскольку лично об Александре Невском ничего не известно. Конечно, придворный летописец его очень хвалит, Лаврентьевский, но чуть только шаг в сторону от официальной летописи — и такой ужас можно найти, что читать страшно, см. ст. «Татаро-монгольское иго». Судя по тому, что написано даже в официальной летописи, отношение к Александру народа было резко отрицательное — жизнь плоха была в силу его политики, а умер он в 42 года, вероятно, потому, что его убили. Канонизирован же он был только по распоряжению Ивана Грозного, который сам управлял Церковью, хотя политические сторонники Александра могли почитать его и раньше — по той, например, причине, что он основал Московское княжение, как сказано в Новгородской Первой летописи, т.е. современное государство при «царствующем граде Москве», по высокопарному выражению Ивана Грозного. Вероятно, Александр — это единственный человек не только у нас, но и во всем христианском мире, которого к святым причислили за политику, а не за подвиг духовный.

Почему Троян не римлянин?

Ниже в комментариях Владимир Волк со ссылкой на «Википедию» отстаивал версию, что Троян — римский император, а тропа Троянская — это «военная дорога в Причерноморье». Формат комментариев не позволяет рассмотреть эту версию полноценно, и потому она рассмотрена ниже. Вот обоснование из «Википедии»:

Одни полагают, что Троян – это римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам (или, скорее, его мифологизированный образ; Траян, как и многие успешные императоры, был обожествлён, в Дакии остались носящие его имя Траяновы валы). «Тропа Трояня» – это его военная дорога в Причерноморье (via Traiani) или воздвигнутый им памятник («тропеум» – римский трофей в знак бегства противника, tropheum или tropeum Traiani, сохранившийся до наших дней).

въ тропу Трояню чресъ поля на горы

«Земля Трояня» – Дакия и, в частности, местность в устье Дуная, где шли столкновения Руси с половцами.


Чтобы убедиться в абсурдности этой версии, достаточно заглянуть в Слово о полку Игореве, в котором земля троянская локализуется на Дону, на расстоянии около тысячи километров от Дакии (Румынии):

Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука. Вступилъ девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дону плещучи, убуди жирня времена.


Цит. по: С.П. Обнорский. С.Г. Бархударов. Указ. соч., стр. 222.

Приведенная версия несостоятельна еще и потому, что Игорь с войсками направлялся отнюдь не в Румынию, а на половцев, которые жили именно на Дону,— все правильно, ошибки нет.

Что же касается века троянского, впечатление такое, что в «Википедии» поработал душевнобольной:

«Века Трояни»:

Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля

На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій

Всеслав Полоцкий, упомянутый в этом фрагменте жил в XI веке. Соответственно, век Трояна закончился 7 веков назад (11-7), то есть в IV веке – время, когда Римская империя ещё существовала.


Нормальный человек, который полагал бы Трояна римским императором, отсчитал бы «седьмой век» от времени этого императора и убедился бы в ошибке. Император Траян правил в 98 – 117 годах по РХ, т.е. максимально возможное начало «седьмого века троянского» придется на 717 год по РХ (117 + 600). Конец же максимально возможный седьмого века пришелся бы, соответственно, на 817 год по РХ. Какой мог быть Всеслав в восьмом веке, если он жил в одиннадцатом? Это чушь полная.

Ну, и что же это за «версия» происхождения слова троянский, если ошибка составляет тысячу километров и триста лет? Это чушь полная.

Почему Троян не «бог»?

В цитированной выше статье «Википедии» содержится и следующее предположение: «По другой версии, Троян — это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня — земля славян или конкретно Русь».— Это предположение неразумно по указанной выше причине: если «земля Трояня» — это «земля славян или конкретно Русь», то располагалась она, следовательно, «на синем море у Дона», как сказано в процитированном выше Слове о полку Игореве, но это абсурд: Русь располагалась отнюдь не в устье Дона, а земля каких-то мифических славян на Дону и вовсе не существовала.

Несколько южнее устья Дона лежало Тмутараканское княжество, которое имело какое-то отношение к Руси, но не вполне, видимо, подчинялось, так как туда «бегали» от власти наши князья, как пояснено выше. Население там едва ли было русским — это была просто дальняя провинция Русской империи, в двенадцатом веке перешедшая под власть византийцев. Это и есть земля троянская в указанном выше смысле слова — предательская, так как Игорь с войсками направлялся на половцев с Дона в Крым через Тмутаракань, см. ст. «Битва князя Игоря с половцами», но не сумел уйти с Дона — был разбит половцами.

Зову живых