На сайте размещены статьи по русской истории, публицистика, философия, статьи по психологии, а также по грамматике русского и древнерусского языков, в частности – Слова о полку Игореве.

Дм. Добров

Осмомысл

Дм. Добров • 19 октября 2010 г.

Неясным этим прозвищем в Слове о полку Игореве назван Галицкий князь Ярослав:

Галичкы Осмомысле Ярославе высоко седиши на своемъ златокованнемъ столе. Подперъ горы Угорскыи своими железными плъки…


Цит. по: С.П. Обнорский. С.Г. Бархударов. Хрестоматия по истории русского языка. Часть первая. 3-е издание. М., 1999, стр. 224.

Поясняют это следующим образом:

Галичкы Осмомысле Ярославе! Существовало немало попыток объяснить эпитет Осмомысл, примененный к галицкому князю Ярославу лишь в «Слове». Ф.И. Покровский полагал, что имеются в виду восемь наиболее важных забот, тревоживших князя (Ф.И. Покровский. Ярослав «Осмомысл». — Сб. статей в честь А. И. Соболевского. Л., 1928, с. 198—202); заботы эти, по его мнению, перечисляются в «Слове» далее: подперъ горы Угорскыи... заступивъ Королеви путь, затворивъ Дунаю ворота и т. д. П. В. Булычев (Что значит эпитет «Осмомыслъ» в «Слове о полку Игореве»? — Русский историч. журнал, кн. 8. Пгр., 1922, с. 1—7) считал, что речь идет о восьми греховных помыслах. Выдвигались и другие гипотезы.


Слово о полку Игореве.  Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1967, стр. 508 // Примечания О.В. Творогова.

По данному поводу возникает вопрос на засыпку: сколько «забот» или «греховных помыслов» у коромысла? Но если в слове коромысло корень мысл не имеет отношения к помыслам, то не может ли быть так же и в прозвании Ярослава? И ведь применялись подобные прозвища к людям: Новгородская летопись поминает некоего Гостомысла.

Нетрудно предположить, что как в слове коромысло, так и в прозвищах Осмомысл и Гостомысл имеется в виду мосол, а не мысль. Отсюда Гостомысл будет Костяной мосол, хромой. Первую же часть прозвища Осмомысл произведем от слова ось, указывающего на некоторую длину, осный,  т.е. Осмомысл значит Высокий, Длинный, Жердяй, что записано было, вероятно, через Н — Осномысл. Согласно это и с ироничным обращением, мол высоко сидишь… Конечно, высокий и сидит высоко.

Зову живых