На сайте размещены статьи по русской истории, публицистика, философия, статьи по психологии, а также по грамматике русского и древнерусского языков, в частности – Слова о полку Игореве.

Дм. Добров

Хины

Дм. Добров • 19 октября 2010 г.

Это странное этническое имя встречается только в Слове о полку Игореве и составляет страшную загадку: никто не знает, что за народ или группа их скрываются под данным именем.

На реце на Каяле тьма светъ покрыла: по Руской земли прострошася Половци, аки пардуже гнездо, и въ море погрузиста, и великое буйство подасть Хинови.

Суть бо у ваю железныи папорзи подъ шеломы латинскими. Теми тресну земля, и многи страны, Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела, и половци сулици своя повръгоща…

О ветре! ветрило! чему Господине насильно вееши? Чему мычеши хиновьския стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои?


Цит. по: С.П. Обнорский. С.Г. Бархударов. Хрестоматия по истории русского языка. Часть первая. 3-е издание. М., 1999, стр. 223, 224, 225.

Предположений немного:

Итак, более вероятными предположениями о происхождения этнонима хынъ (Хинова ~ Хинови ~ хиновьскыя) являются либо гипотеза Вс. Миллера хынъ < финн, либо общепринятая гипотеза о происхождении этого этнонима из названия древнего народа хунну < китайск. hiung-nu ~ suing-nu.


Н.А. Баскаков. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». М., 1985, стр. 123.

Бессмысленно звучит приемлемое в принципе «хынъ < финн», так как речь в Слове о полку Игореве идет не о финнах в современном смысле, которые сами себя называют иначе, а об уграх, угрофиннах. Допустить следовало обратное происхождение — этнонима финн от хин как сокращения тюркского хиндус. Данный чисто научный обобщающий этноним явно подразумевал индоевропейцев, как называют их ныне. Имя же финн произвел от хин какой-то умный германец, запутавший всех окончательно и бесповоротно (это один из важных методов «современной науки»). В чем-то он был прав, конечно, так как в тюркском языке звука Ф не было…

Стало быть, хин — это не самоназвание, а научный обобщающий этноним, подразумевающий прежде всего угров. Ну, кто же еще, кроме кочевых угров, мог служить у половцев? Допустить же неизвестный кочевой народ, не упомянутый ни в едином источнике, просто невозможно.

Судя по перечислению «Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела» речь идет также и о современных уграх — венграх (мадьярах), которые вполне могли поддерживать более тесные отношения с половцами, чем все прочие народы. Вспомните, остатки половцев при разгроме их монголами бежали именно в Венгрию.

Зову живых