На сайте размещены статьи по русской истории, публицистика, философия, статьи по психологии, а также по грамматике русского и древнерусского языков, в частности – Слова о полку Игореве.

Дм. Добров

Шизый орел

Дм. Добров • 19 октября 2010 г.

Загадочное слово шизый в начале Слова о полку Игореве обычно приравнивают к слову сизый. Слово СИЗЫЙ Даль определяет так: «темный, черный с просинью и с белесоватым, голубоватым отливом; серосиний, дикого цвета, с синевою, с голубой игрою».— Точно такого цвета обычные дикие голуби, или сизари, как их еще называют. Орлов точно такого цвета, может быть, и нет, но они очень редко имеют четкую однотонную окраску, скажем черно-белую, и выразить их цвет одним словом трудно. Гораздо точнее их можно назвать пестрыми, разномастными; к тому же преобладает у них, кажется, коричневый тон.

Любопытно, что обнаружена была Новгородская берестяная грамота (№ 735), деловая записка, где данное слово тоже использовано:

ОТ ЯКИМА И ОТ СЬМЬЮНА КЪ ДЪМИТРОУ ВЪДАИ ПАРОБЪКОУ СЕМОУ КОНЬ ПОЛОУБОУИВЪ ЖЕ ШИЗЫИ И СЪТВОРЯ ДОБРЕ ПОМОГИ ЕМОУ ПОПРАВИ ТИ ЛЮБО И ДО КОРОСТОМЛЯ


Цит. по: С.П. Обнорский. С.Г. Бархударов. Хрестоматия по истории русского языка. Часть первая. 3-е издание. М., 1999, стр. 424.

Лошадь может быть сивой, каковой цвет Даль определяет как «темносизый, серый и седой, темный с сединою, с примесью белесоватого, либо пепельного». И вероятно, речь здесь идет о лошади, так как в конце стоит просьба отправить или, может быть, проводить работника до какого-то Коростомля — вероятно, на лошади и отправить, не в лаптях же на босу ногу. Вместе с тем кажется совершенно невероятным, что просят для низшего работника (подсобника) лошадь определенной масти.

«Ти любо» значит, вероятно, бессоюзное оже ти любо (если тебе любо, если захочешь), так как это все же просьба помочь.

«Полубуив» звучит диковато. Если это значит полюбив (больше форм с таким окончанием нет), то на современный лад предложение будет звучать как выдай работнику сему коня, избрав шизого, «излюбив» к слову любой. Это тождество по корню слов любой (избранный) и любимый (избранный) отражено в новгородском диалектном словце «любо» в смысле либо, которое встречается в Слове о полку Игореве.

Исходя из записки, нетрудно допустить, что коня просят любого сижего, т.е. верхового, приученного к седлу, а не тяглового; большее же за просьбу сделать доброе дело, бескорыстно помочь, было бы махровой наглостью, просто оголтелой какой-то. В таком случае ловчего, например, сокола тоже можно назвать сижим, так как он сидел обычно на руке охотника, облаченной в толстую кожаную рукавицу. Если были ловчие орлы (они заметно крупнее соколов), то здесь наверняка назван именно такой. Что ж, например, беркут используется как ловчая птица, а он, наверно, крупнее любого сокола.

Переход же слова сижий в шизый возможен и естественный. Даже не диалектный, а общерусский переход Ш в С и наоборот выделить можно, например шажень от слова шаг — сажень, скора от слова кора, покрытие,— шкура. Не удивляет и взаимообразие З/Ж: друзья — друже в звательном падеже.

Вместе с тем в Слове о полку Игореве возможна игра слов. Возможно, это качество орла было навеяно сочинителю Слова о полку Игореве совпадением новгородского словца шизый с греческим корнем, который очень нам хорошо известен по слову шизофрения (расщепление разума), откуда шизый значит ‘расщепленный’, как можно бы было назвать двуглавого орла на гербе Византии, как бы расщепленного сверху надвое, на две головы. И хотя имя сей гербовой птицы неизвестно, мы все же зовем ее орлом. Сизый цвет, кстати, тоже можно назвать расщепленным, не слитным.

С данной точки зрения любопытно выглядит и построенный в Слове о полку Игореве расщепленный образ: «растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы», чем и руководствовался Боян в своих исторических изысканиях, хитро делясь натрое.

Если допустить, что парение византийским орлом над панорамой истории выдает высокий взгляд византийский, пусть даже «христианский», то серый волк таит за собой взгляд тюркский, поскольку волк был своего рода гербом древних тюрков (символом, тотемом, как угодно). Собственная же мысль о древне выдает, разумеется, свой взгляд на древность, русский. Плоды такого рода шизофрении нынче называются «общечеловеческими ценностями».

Зову живых