На сайте размещены статьи по русской истории, публицистика, философия, статьи по психологии, а также по грамматике русского и древнерусского языков, в частности – Слова о полку Игореве.

Дм. Добров

Дело группы «Pussy Riot»

Дм. Добров • 5 апреля 2012 г.
группа «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя

Феминистская «музыкальная» группа «Pussy Riot», название которой можно перевести как «Погром в женских половых органах», отличается нетрадиционным подходом к зрителю, квалифицируемым как хулиганство. Выступления этой группы навязываются случайным людям, оказавшимся в избранном для хулиганства месте. Девушки из группы, например, забирались на крышу троллейбуса и оттуда уже доводили до мира свой вопль отчаяния. Были также хулиганские акции в московском метро и на Красной площади, а закончилось все чудовищным беснованием в храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 г. — «панк-молебном» «Богородица, прогони Путина» с употреблением даже ругательств. На этом деятельность группы была пресечена, видимо, навсегда: по факту беснования в храме было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 213 УК «Хулиганство», после чего три участницы группы были арестованы — Надежда Толоконникова, Мария Алёхина и Екатерина Самуцевич. Шуточки кончились, и теперь названным девушкам и, возможно, некоторым прочим грозит заключение сроком до 7 лет. Срок немалый, поскольку преступление, предусмотренное статьей 213, рассматривалось законодателем не как пьяный дебош, а как вызов обществу, унижение больших групп людей.

Разумеется, по поводу выходки в храме постепенно разгорелись в обществе споры, но странно, что никто из спорщиков так и не осознал предмета спора, сути случившегося, ни лица, называющие себя христианами или националистами, ни возражающие им лица, считающие себя лучом света в темном царстве Путина. Все или очень многие почему-то представляли случившееся как некое противоборство общественных групп, и это просто потрясает. Разве хулиганство является выражением действительной общественной позиции, а не ее отсутствия? Разве можно приписывать хулигану хоть какие-нибудь человеческие убеждения, приведшие его к хулиганству? Беснование группы «Погром в женских половых органах» направлено было не только на Церковь, но и на несколько столетий русской культуры и истории, кои неотделимы от Церкви, о чем 24 марта 2012 г. очень хорошо сказал патриарх в Слове своем после литургии в храме Ризоположения на Донской улице в Москве:

…Вот и сегодня богослужение в храме Ризоположения невольно приводит в соприкосновение как бы две реальности, два случая из нашей истории. Персидский шах, человек, далекий от Церкви, мусульманин Аббас принимает решение передать Ризу Господню в Россию. Она досталась ему в результате набегов на христианские страны, в том числе на Грузию. Но не уничтожил эту святыню мусульманин Аббас, не выбросил, но, сознавая, что это святыня, бережно сохранил, а затем передал в руки законно избранного царя Михаила Феодоровича Романова и его благочестивейшего отца, Великого Господина и Патриарха Филарета.

Встреча святыни произошла здесь, на том самом месте, где мы с вами сегодня находимся, а далее ее повезли в центр столицы. Но один только факт, что на этом месте москвичи торжественно встретили посольство, доставившее великую святыню, – один только факт прикосновения к святыне! – привел наших благочестивых предков к решению построить здесь храм. Вначале это была деревянная церковь, затем, уже в XVIII веке, стала возводиться церковь каменная. В XIX веке к ней была сделана пристройка, и вот сегодня мы совершаем богослужение в этом дивном храме, несущем на себе печать и века XVII, и XVIII, и XIX. И каждый год, когда празднуется положение Ризы Господней, люди стекаются сюда как на великий праздник.

[…]

В связи с совершенно особым значением этой святыни для всей страны Русской, для исторической Руси, для града Москвы, было принято решение поместить святыню сию в главном храме Русской Православной Церкви, в возрожденном из праха и пепла символе возрождающейся России – Храме Христа Спасителя.

Думаю, все вы знаете о том, что произошло недавно в Храме Христа Спасителя. Вот давайте соотнесем свою мысль с тем фактом, что на месте, где мы стоим, благочестивые предки наши, полагавшие основу процветания России как великого государства, заложили храм сей только ради встречи со святыней. А их далекие потомки в веке XXI осквернили эту святыню, находящуюся в Храме Христа Спасителя…

Ну что, казалось бы, должно быть? Прошли времена, когда люди силой решали такие вопросы – и слава Богу, что прошли. Ну что должно было бы быть в земле нашей, которая самим фактом своего существования во многом обязана Церкви Православной и вере православной, подвигавшей народ наш на величайшие подвиги – в том числе на защиту Отечества в 1812 году? Ведь во имя сей победы и был воздвигнут Храм Христа Спасителя. Нет, появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить как некую забавную шутку. И печально, и от горечи сердце мое разрывается, что среди этих людей есть и те, кто называет себя православными.


Ныне история Москвы может быть прослежена только по церквям ее и монастырям: люди склонны перестраивать свои жилища, делать их более современными и удобными, но монастыри и церкви стоят веками, тщательно оберегаемые людьми, даже атеистами, причем каждую церковь и каждый монастырь можно связать с определенной страницей нашей истории. Например, чуть южнее церкви Ризоположения на Донской улице находится Донской монастырь, построенный на месте бывшего гуляй-города, передвижных укреплений, на которых отражен был набег Крымского хана Газы Гирея, понесшего здесь большие потери и бежавшего…

Наши монастыри и церкви — это не всегда «молельные дома», а иной раз еще и отражение нашей истории, воплощение ее в куполах и камне. Безусловно, практику посвящения храмов или монастырей мирским делам не назовешь христианской (это, собственно, языческие традиции), но так или иначе построенные в честь мирских событий храмы увязывались с делами божественными, например победу на месте Донского монастыря сочли чудесной. Что же касается 1812 года, которому посвящен храм Христа Спасителя, то Наполеон вообще был объявлен предтечей антихриста… Можно сказать совершенно определенно, что человек, не знающий истории церквей и монастырей Москвы, не знает и нашей политической истории, а равно и наоборот. Даже история Москвы как столицы привычно начинается с церквей и монастырей… Обретение Александром Невским великого княжения привело в буре политических баталий к тому, что его сын Даниил укрепился уже в Москве, где немедленно строится им Свято-Данилов монастырь, а Сарайским епископом, притязавшим, может быть, на первенство,— Крутицкое подворье. Самое это строительство уже является весьма значительным фактом с исторической точки зрения, хотя кафедра митрополита переносится в Москву позже…

Безусловно, для человека, который знает нашу историю и бережно к ней относится, устроенное группой «Погром в женских половых органах» дикое беснование в храме Христа Спасителя является оскорблением не только и не столько религии, сколько памяти наших предков, самого народа нашего. По степени своего цинизма и презрения к обществу дрыганье ногами и руками и истерические выкрики в стиле «ой-панк-рок» перед алтарем храма Христа Спасителя, храма, посвященного павшим в войне 1812 г. защитникам России, не имеет себе равных в новейшей истории. Да и вообще какие-либо параллели возможны только с антинациональным беснованием большевиков после революции, сошедшем на нет только в связи с уничтожением «ленинской гвардии».

Циничные действия группы «Погром в женских половых органах» в храме Христа Спасителя совершенно верно квалифицированы правоохранительными органами как хулиганство:

Статья 213. Хулиганство

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:

а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,—

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,—

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)


Федеральный закон № 420-ФЗ — это поправки президента Медведева, принятые Думой в декабре 2011 г. До поправок Медведева часть 2 статьи 213 оканчивалась так: «наказывается лишением свободы на срок до семи лет». Группе «Погром в женских половых органах» повезло, так как наказание по вменяемой им статье теперь не обязательно связано с лишением свободы. Впрочем, лишение свободы могло и может быть условным или отсроченным.

По поводу словосочетания «явное неуважение к обществу», использованного в тексте статьи 213, было разъяснение Верховного Суда:

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним.


Безусловно, выступление группы «Погром в женских половых органах» перед алтарем храма Христа Спасителя является умышленным и даже спланированным нарушением общепринятых норм и правил поведения, продиктованным желанием выделиться, обратить на себя внимание, т.е. противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. Мотивом же преступных действий панк-группы является указанная в законе как «политическая ненависть или вражда», так и «идеологическая», и «религиозная». Обратите внимание, что в законе объектом «ненависти и вражды» может быть не только социальная группа, но и все общество, которому противопоставляет себя хулиган. Осквернив русскую культуру, не только христианскую, но и музыкальную, а именно — произведение С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся», участницы группы «Погром в женских половых органах» совершили очевидный хулиганский поступок — выказали хулиганское отношение к нашему народу и нашей культуре.

Да, но что же слышим мы от лиц, полагающих себя лучами света в темном царстве Путина? Самые глупые из них (умных я не знаю, есть лишь менее глупые) оценивают поведение группы «Погром в женских половых органах», образно говоря, как «неканоническую молитву», т.е. вполне нормальные и общепринятые действия, не совпадающие с церковным каноном лишь в словах… Ну, пришли девочки в церковь помолиться, но использовали просто иные слова — не судить же их за это? Самое же поразительное, что глупейшую эту позицию заняла защита, адвокаты обвиняемых:

Марк Фейгин: […] Мы исходим из того, что есть такой текст, музыкальный, видимо, текст, который напоминает молитву. Он выложен в публичном доступе в Интернете – в Youtub’е группы «Pussy Riot»,– в котором содержится весьма своеобразный, прямо скажем, неканонический текст молитвы, обращенной к Богородице с упоминанием клира, с упоминанием Церкви и всяких других вещей.

Там нет нецензурной брани – это очень важно. Там нет никаких откровенно оскорбительных призывов. Есть, мягко говоря, неканонический текст молитвы, который, конечно, не может быть одобрен Церковью, вероятно, уж точно. Но может ли он быть квалифицирован по части 2 статьи 213 – в этом еще большие сомнения.

RFI: По-вашему, кто был главным инициатором возбуждения дела?

Марк Фейгин: Я, все-таки, думаю, что это дело имеет политическую подоплеку. И, возможно, Патриархат возмутился тем, что произошло. Это было подхвачено – я напомню, что все произошло за несколько дней до выборов – и тогда, в той лихорадочной, нервной обстановке власть приискивала какой-то моральной поддержки от, в том числе, Церкви, от большинства прихожан, от православных верующих. Она использовала этот факт для возбуждения дела, задержания подозреваемых, для нагнетания какой-то истерии, может быть.


Этот адвокат очень ловко мотает своей подзащитной срок, реальный срок (по глупости, вероятно). Дело-то простое, все будет доказано и показано даже в записи. На этом фоне глупая попытка извратить или опустить некоторые факты при полном отсутствии раскаяния обвиняемых и даже агрессивной их позиции может повлечь за собой только срок заключения. Занимать подобную позицию в данном деле — это все равно что об стенку лбом колотиться. Присяжных еще и можно бы было пробить лбом, особенно если лоб медный, но присяжных на этом процессе не будет, а судья примет в расчет только факты, т.е. позицию обвинения. Ну, какие дураки и обвиняют Путина в своем хулиганстве? С какой стати дело о хулиганстве и вообще может быть политическим? В своем ли уме адвокат Фейгин?

Адвокат Фейгин питал также абсурдную надежду, что дело «будет переквалифицировано в административный состав», но этого, конечно, не произошло и произойти не могло. На административное правонарушение циничная выходка в храме Христа Спасителя откровенно не тянет:

Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него,—

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до восьмисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)


Безусловно, вопиющее нарушение общественного порядка в храме Христа Спасителя, выразившее явное неуважение к обществу, оскорбило религиозные чувства граждан. Хулиганство может содержать в себе признаки административных правонарушений, но отсюда никоим образом не следует, что не было самого хулиганства, нарушения уголовного закона. Если, например, преступник сначала совершает убийство, а потом оскверняет религиозный предмет, сорванный с потерпевшего в борьбе, то неужели в вину ему будут вменять административное правонарушение? Нет, даже если целью убийцы было осквернение религиозного предмета, судить его будут за убийство, а административное правонарушение вменять не станут. А если, еще пример, во время совершения убийства в общественном месте преступник громко матерился, то значит ли это, что он совершил не убийство, а мелкое хулиганство? Адвокат, который не понимает простейших этих вещей, просто наматывает своей подзащитной срок.

Бесполезно, пожалуй, объяснять такому адвокату, что публичное распространение видеоверсии беснований в храме является прямым доказательством хулиганства, т.е. желания не помолиться, а именно противопоставить себя обществу на основе вызывающего поведения в храме. Причиной ареста участниц группы «Погром в женских половых органах» и возбуждения против них уголовного дела, как нетрудно догадаться, стала именно распространенная ими запись беснований в храме, явное доказательство хулиганства — вызова обществу. Даже, даже если бы сделана была и распространена видеозапись административного правонарушения, то и это вышло бы за рамки административного правонарушения ввиду явного желания правонарушительниц противопоставить себя обществу на основе содеянного… Преступление, оставшееся безнаказанным, оскорбляет общество.

Более или менее серьезно с глупыми адвокатам, а на Москве таких легион, потому что адвокатов вообще очень много, можно обсуждать только вопрос о вреде, нанесенном при помощи «панк-молебна» не отдельным личностям, а обществу. Поскольку статья «Хулиганство» содержится в разделе «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», то деяние группы «Погром в женских половых органах» должно быть именно общественно опасным, не так ли? В чем же заключается общественная опасность глумления над культурой и есть ли она вообще? Например, если некий гражданин устроит демонстративное сожжение сочинений Льва Толстого, то будет ли деяние его квалифицировано как хулиганство? Можно ли будет его судить, если у нас нет закона, запрещающего сожжение не только сочинений Льва Толстого, но и вообще книг? За что же его судить, если закона такого нет? Могут возразить, что это вандализм, но защитники безумия процитируют ст. 214 УК, в которой книги не помянуты: «Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». Если не сказано про книги, то и не вандализм, а значит — можно совершать преступление. А если, например, «панк-группа», ворвется в театр и на театральной сцене исполнит дикие свои камлания, то можно ли будет ее судить? Разве у нас есть закон о недопустимости представлений в театре? Кажется, наоборот: театр — это и есть место для представлений… Да, но в чем же тогда ущерб, наносимый людям подобными действиями? Ущерб заключается в глумлении над культурой, общественными ценностями, в демонстрации пренебрежения к обществу, что законодатель и назвал хулиганством. Если же ущерб наносится не только невольным участникам тех или иных хулиганских камланий, но и плохо определяемому кругу лиц из всего общества, с какой, вероятно, целью запись «панк-молебна» и распространялась в интернете, то отчего же действия преступников не являются общественно опасными? Значит, преступник оскорбляет общество, неопределенный и очень большой круг лиц, а действия его не являются общественно опасными? Значит, наносимые людям оскорбления не являются для них опасными? Нет, они в самом прямом смысле общественно опасны. Скажем, если общественно опасное деяние останется безнаказанным, как того требуют дураки и дегенераты, охваченные социальной ненавистью, то весьма вероятным следствием безнаказанности будет самосуд и разрастание социальной ненависти. Кому это нужно?

Помимо адвокатов на реальный срок для представительниц группы «Погром в женских половых органах» уже начала работать американская «общечеловеческая» тусовка, к каждой бочке затычка. Так, американская организация «Интернациональная амнистия» уже свела циничное хулиганство в храме к политическому акту:

В своей песне группа Pussy Riot критиковала ту преданность и поддержку, которую демонстрируют некоторые представители православной церкви премьер-министру Владимиру Путину. В песне также содержался призыв к Богородице стать феминисткой и прогнать Путина.

Даже если три арестованные женщины и принимали участие в акции, столь суровые ответные меры российской власти (взятие под стражу по обвинениям в таком серьёзном уголовном преступлении, как хулиганство) представляют собой неоправданно жёсткую реакцию на мирное – хотя и оскорбительное для многих людей – выражение политических убеждений. Следовательно, эти три женщины могут считаться узницами совести.

Европейский суд по правам человека неоднократно подтверждал в своих решениях, что свобода выражения мнений распространяется не только на неоскорбительные идеи, «но и на те, что оскорбляют, шокируют и будоражат Государство или какие-то слои населения».


Насчет Европейского суда — либо наглое вранье, либо глупый домысел: ни единый суд в мире, даже европейский, не мог признать правовым нарушение прав граждан, оскорбления.

Ей-богу, нужно быть круглым дураком или даже душевнобольным, чтобы верить в утверждение политических убеждений путем хулиганства — грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу. Или, может быть, дикие пляски перед алтарем храма и выкрикивание в том числе ругательств представляются американским надзирателям за правами человека нормальным поведением в политике? Отчего же тогда американские политики не ведут себя нормально? Неужели они ненормальные? Нет, ненормальными являются совсем иные лица…

Приходится только удивляться, с каким нечеловеческим рвением высшие силы добра и всепроникающей любви, эти лучики света в темном царстве Путина, стараются загнать нескольких глупеньких девиц в тюрьму. Нормальные люди должны бы были осудить омерзительный поступок девиц и призвать их к раскаянию, что и могло бы помочь им избежать заключения, но силы добра с нечеловеческим рвением поддерживают даже самые глупые заблуждения девиц, настраивая их на героизм и на сопротивление, т.е. на срок.

Как ни странно, напакостив в церкви, девицы не только не раскаялись, но и продолжили свою деятельность по оскорблению людей — из высших, разумеется, побуждений. Это поразительно, но представительницы группы «Погром в женских половых органах» считают свою грязную выходку в храме не только нормальной, но и мотивированной, и даже возвышенной, о чем говорит публичный их ответ патриарху Кириллу на цитированное выше Слово его:

Святейший Патриарх!

Горячая и искренняя молитва не может быть глумлением и святотатством – в какой бы форме она ни происходила, а потому нельзя говорить, что мы оскверняли святыню, что мы глумились над святыней.


Чтобы убедиться в абсурдности и даже патологическом характере данного утверждения, достаточно будет прочесть стенограмму помянутой «горячей молитвы», которая представляет собой по преимуществу бессмысленный набор слов, включая грубую брань и оскорбления патриарха Кирилла.

Возникает вопрос: способны ли люди в своем уме ворваться в церковь, исполнить там дикую пляску, выкрикивая ругательства и оскорбления, а потом назвать это деяние «горячей молитвой»? Знаете, кто так поступает? Правильно, душевнобольные. Не все девушки, конечно, больные — только, вероятно, заводила, а у остальных лишь проблемы с развитием, просто глупость.

Психическая болезнь главы группы «Погром в женских половых органах», отраженная в международной классификации болезней, называется истерическое расстройство личности [1]. Целью жизни истериков является привлечение к себе внимания, причем ради этого они готовы на все, в частности на осквернение любых святынь:

Главными особенностями психики истеричных являются: 1) стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих и 2) отсутствие объективной правды, как по отношению к другим, так и к самому себе (искажение реальных соотношений). Ясперс (Jaspers), объединяя оба эти признака, дает очень короткое и меткое определение той основы, из которой вырастает поведение и характер истеричных,– «стремление казаться больше, чем это на самом деле есть». Исходя из этого определения, Шнейдер предложил заменить самое название «истеричные» термином «Geltungsbedurftige» – «требующие признания». Во внешнем облике большинства представителей группы, объединяемой этими свойствами, особенно обращают на себя внимание ходульность, театральность и лживость. Им необходимо, чтобы о них говорили, и для достижения этого они не брезгуют никакими средствами. В благоприятной обстановке, если ему представится соответствующая роль, истерик может и на самом деле «отличиться»: он может произносить блестящие, зажигающие речи, совершать красивые и не требующие длительного напряжения подвиги, часто увлекая за собой толпу; он способен и к актам подлинного самопожертвования, если только убежден, что им любуются и восторгаются. Горе истерической личности в том, что у нее обыкновенно не хватает глубины и содержания для того, чтобы на более или менее продолжительное время привлечь к себе достаточное число поклонников. Их эмоциональная жизнь капризно неустойчива, чувства поверхностны, привязанности непрочны и интересы неглубоки; воля их не способна к длительному напряжению во имя целей, не обещающих им немедленных лавр и восхищения со стороны окружающих. Часто это – субъекты не достигшие еще, несмотря иной раз на пожилой возраст, действительно духовной зрелости: их суждения поражают своей противоречивостью, а место логического сопоставления фактов и трезвой оценки действительности занимают беспочвенные выдумки – продукты их детски богатой и необузданной фантазии. Они легко внушаемы…

[…]

Они непременно хотят быть оригинальными, и т.к. это редко удается им в области положительной, творческой деятельности, то они хватаются за любое средство, подвертывающееся под руки, будь то даже возможность привлечь к себе внимание необычными явлениями какой-нибудь болезни. Отсюда – сцены припадков и обмороков, загадочные колебания температуры, продолжительные отказы от пищи с тайной едой по ночам, причинение себе всевозможных повреждений, которые затем выдаются за сами собой появившиеся и т.д. Часто разыгрывают они из себя обиженных и несчастных: им ничего не стоит безо всякого основания обвинить, например, лечившего их врача, с которым приходилось оставаться наедине, в покушении на изнасилование и даже в самом изнасиловании. В таких случаях охотно изображаются сцены крайнего отчаяния и делаются театральные попытки на самоубийство, так рассчитанные, чтобы последнее заведомо не могло удаться. Чтобы произвести впечатление, они готовы противоречить общепринятым воззрениям, хвалить или любить то, что никому не нравится, что даже всем противно, с крайним упорством защищая при этом свои необыкновенные взгляды, мысли и вкусы. Боясь быть опереженными кем-нибудь в задуманном ими эффекте, истеричные обычно завистливы и ревнивы. Если в какой-нибудь области истерику приходится столкнуться с соперником, то он не пропустит самого ничтожного повода, чтобы унизить последнего и показать ему свое превосходство. Своих ошибок истерики не сознают никогда; если что и происходит не так, как бы нужно было, то всегда не по их вине. Чего они не выносят, это – равнодушия или пренебрежения,– им они всегда предпочтут неприязнь и даже ненависть. По отношению к тем, кто возбудил их неудовольствие, они злопамятны и мстительны. Будучи неистощимы и неразборчивы в средствах, они лучше всего чувствуют себя в атмосфере скандалов, сплетен и дрязг. В общем, они ищут легкой привольной жизни, и если иногда проявляют упорство, то только для того, чтобы обратить на себя внимание.


Это классическая картина, но теперь, как говорят, к классическим чертам истериков добавились некоторые черты шизоидов и эпилептоидов, см. подробности о данных типах у того же Ганнушкина.

Со времен Ганнушкина и до недавних пор подобные конституциональные свойства характера не считались патологией. По выражению Ганнушкина, это пограничное состояние, нестойкая грань между нормой и патологией. Случаев отклонения в патологию именно истериков было немного, приблизительно до 5% от поступавших на судебно-психиатрическую экспертизу [2]. Им ставили диагноз «Истерическая психопатия. Декомпенсация» и отправляли на принудительное лечение. Отличным примером последних является одна дама, которая в СССР пыталась заниматься политикой; назовем ее Глафира Гитлеровна. Однажды, поддавшись примитивному истерическому порыву, Глафира Гитлеровна, подобно своим товаркам по несчастью из группы «Погром в женских половых органах», ворвалась в храм искусства (театр), и начала разбрасывать листовки с призывами против советской власти… С упоением ожидала Глафира Гитлеровна, что ее сейчас арестуют, будут пытать, а если повезет, то и расстреляют: она хотела умереть за правду и демократию. К несчастью, светлые ее надежды не оправдались: пытать ее не стали, расстреливать — тем более, но отправили в Казань на принудительное лечение в специальную психиатрическую больницу закрытого типа. В больнице Глафире Гитлеровне очень не понравилось, это субъективный момент, но был и положительный момент, объективный: хотя характер ее не изменился, больше Глафира Гитлеровна не нарушала общественный порядок до самого падения советской власти, потому как твердо осознала, что за публичными выпадами против общественного порядка неотвратимо последует новое путешествие в Казань на несколько лет… Мораль действительной этой притчи, полагаю, очень проста.

Девицы из группы «Погром в женских половых органах» очень сильно напоминают Глафиру Гитлеровну: они с таким же упоением стремятся в тюрьму как «политические заключенные», остервенело и без малейших колебаний, причем тоже воображают себя носителями высшей истины. Что ж, если они столь упорно стремятся в тюрьму, тем более при помощи своих адвокатов и всяческих доброжелателей, разжигающих ненависть к «клерикалам» и мифическим силам тьмы, то кто же или что может им помешать? Если с миром отпустить их после всего, что они натворили, как того требуют борцы с демонами тьмы, то они немедленно почувствуют безнаказанность… Последствия предсказуемы.

Свобода для всей этой публики значит свободу распущенности и даже психической патологии. Они будут делать гадости, а общество должно с умилением наблюдать за ними и восхищаться… Помилуй бог, не проще ли отправить их в Казань? Это чрезвычайно действенный метод по исправлению психопатов, ни одна тюрьма не даст столь мощного терапевтического эффекта. Даже одно только напоминание о Казани очень многих психопатов может привести в чувство, мгновенно вернуть их в действительность. Так зачем же отказываться от столь прогрессивного метода лечения заблудших душ?


Зову живых