На сайте размещены статьи по русской истории, публицистика, философия, статьи по психологии, а также по грамматике русского и древнерусского языков, в частности – Слова о полку Игореве.

Дм. Добров

Стрелков и Россия

Дм. Добров • 31 октября 2014 г.
Игорь Стрелков

Кажется, в России появился новый политик — И.И. Стрелков. Созданное им движение «Новороссия» задумано для оказания гуманитарной помощи Новой России, но не вечно же будет длиться война с Украиной: когда-нибудь она закончится, и перед Стрелковым станут уже новые задачи… Любопытно, какие же это могут быть задачи?

Задачи Стрелкова определить нетрудно, если внимательно глянуть на нашу политическую систему, дурно скопированную с американской. Например, что такое для американца выборы президента? Он выбирает не человека, нет, поскольку основные участники выборов ничего не представляют собой как личности,— он выбирает светлый образ вождя нации, по преимуществу внешний: либо юное дарование вроде Обамы, Клинтона и Кеннеди, либо священного старца вроде Маккейна, Буша и Рейгана. Типажи и программные взгляды определены уже давно, и обе правящие партии США четко придерживаются избранных политических направлений, как артист придерживается роли. У нас же дело обстоит значительно хуже. Наш массовый избиратель тоже голосует не за людей и их политические взгляды, а за некие образы, представленные ему на выбор, причем наши образы гораздо более расплывчаты, чем американские: содержание их не ясно, в отличие от американских. Например, значительная часть нашего народа просто влюблена в Путина, но подавляющее большинство влюбленных даже приблизительно не представляет себе политических и экономических идей, руководящих Путиным и партией власти, которая традиционно побеждает на выборах. А многие ли представляют себе политические и экономические идеи, руководящие Жириновским, кроме, конечно, той абстрактной, что он «за русских»? Многие ли представляют себе идеи коммунистов, которые вроде бы должны стоять за социальную справедливость?

К сожалению, и Путин у нас не политик — образ, и Жириновский, и коммунисты со своей вечной символикой… С точки зрения психологии приблизительно так же было у римлян, когда собственное имя Цезарь стало наименованием должности главы государства (образом политики) и в данном качестве было даже заимствовано в греческий язык, язык величайшей культуры (в Евангелиях, например, встречается: «Кесарю — кесарево…»). Ну, и чем кончили римляне? Кто не знает? И не общая ли это закономерность умирающих этносов?

Несколько обнадеживает то обстоятельство, что у «Справедливой России», тоже думской партии, никакого светлого образа вроде бы нет… Но может быть, на нее просто падает великая тень партии власти, которую у нас любят ни за что, без малейшей причины? «И чего это я в тебя такой влюбленный»?

У нас, как и в США, «демократия» представляет собой несколько элитных групп, которые изображают разницу во взглядах — вероятно, вполне искренне, как и в США,— но на деле придерживаются одних и тех же взглядов, ибо расхождения их непринципиальны и даже скучны. Например, в партии власти действительных оппозиционеров господствующему либерализму, возможно, больше, чем во всех остальных партиях… Тонкость, правда, в том, что эти противники либералов горой стоят за главу наших либералов Путина, например депутат Федоров, постоянно выступающий с парадоксальными заявлениями. Увы, это не политика, а сумасшедший дом — хаос в умах.

Наша политическая система, как и американская, закрыта для посторонних, которых туда просто не пускают, несмотря на «демократию». Это элитарное правление — в сущности, диктатура определенного класса, феодализм, а не демократия в смысле ученых эллинов. Да, в обществе четких границ между классами нет, но управление-то построено совершенно четко по классовому принципу и идеологическому: чтобы попасть в политику, нужно не только принадлежать к элите, быть, например, выдающимся спортсменом или певцом, но и придерживаться господствующей либеральной идеологии — неформально господствующей, как и в США. Тогда тебя с радостью возьмут в любую думскую партию, а посторонние идеи — нет, извините. Не наши это методы, не американские.

На данном фоне Стрелков выглядит белой вороной, хотя по своему социальному положению (полковник центрального аппарата ФСБ) он вполне подходит для занятий политикой в любой думской партии, понравившейся ему: его с радостью возьмут в любую, но с одним маленьким условием — он должен будет принять господствующую либеральную идеологию или хотя бы не возражать ей публично. Поскольку же либеральную идеологию Стрелков явно не примет — она грубо противоречит убеждениям любого честного и умного человека, озабоченного не только собой, то возникает политическая интрига… В принципе, Стрелков, как и все наши официальные политики, уже является образом дня, но за этим образом, в отличие от образов всех наших официальных политиков, стоит действительная личность — живой человек, а не пустая либеральная марионетка.

Разумеется, для дальнейшего благоденствия нашей либеральной политической системы Стрелкова нужно немедленно удалить из политики — любыми методами, но тонкость состоит в том, что сегодня это не посмеет сделать даже сам Путин… Да, Стрелков не выступает против Путина и не собирается этого делать, но уже одним своим существованием и несколькими миллионами людей за ним, о чем наши либералы не могут не знать, он бросает вызов всей нашей политической системе, причем бросает его не как носитель тех или иных идей, а как личность против марионеток, светлых образов текущего дня, демократических цезарей. И может быть, именно это и есть самое страшное для нашей политической системы, обезличенной уже предельно.

В том и заключается задача-минимум, которую способен выполнить Стрелков,— внести в нашу официальную политику, из которой его не посмеют удалить, не только новые идеи и, тем самым, осознание пути к истине, но и выраженное личностное начало, человеческое вместо либерального, народное вместо элитного.

Зову живых