На сайте размещены статьи по русской истории, публицистика, философия, статьи по психологии, а также по грамматике русского и древнерусского языков, в частности – Слова о полку Игореве.

Дм. Добров

Авары и Русь

Дм. Добров • 19 октября 2010 г. • Обновлено 7 мая 2016 г.
  1. История
  2. Истоки русской истории
  1. Древняя Русь и славяне
  2. Славяне и Русь
  3. Варяги и Русь
  4. Авары и Русь
  5. Мать городов русских
К.А. Васильев. Человек с филином

В Европе по сравнению с Россией была и остается весьма высокая плотность населения, обусловленная отличными климатическими условиями для жизни. Крупная же миграция оттуда означает, что условия для жизни исчезли, т.е. произошла некая социальная катастрофа, распад государства. Упоминания Руси греками начались приблизительно в половине девятого века — первым, вероятно, был патриарх Фотий,— а значит, незадолго до этого времени и следует искать в Европе причину миграции варягов, волохов и орляг на новгородский север. Кроме того, следует помнить и об использовании мигрантами тюркского языка помимо русского, и о весьма значительном культурном наследии, позволившем мигрантам с маху создать мировую империю… Что ж, причина миграции варягов, волохов и орляг очевидна из европейской истории — гибель на Дунае Аварского каганата в конце восьмого века или в начале девятого.

О языке авар никаких известий нет, но любопытно будет рассмотреть помянутые в византийских сочинениях аварские собственные имена. Вот пара имен из сочинения Феофилакта Симокатты «История», посланника кагана и славянского царя:

IV. […] Утром каган послал туда Самура, дав ему под начальство восемь тысяч человек. Ромеи не пришли в изумление от наступающего на них войска, но, стиснув зубы, непоколебимо держались в своих рядах. Варвары были побеждены, и каган удалился с поля битвы со своими войсками.


Феофилакт Симокатта. История. Книга шестая.

IX. 1. Но этот гепид рассказал все и самым точным образом осветил дело. Он сказал, что пленные являются подданными Мусокия, которого варвары на своем языке называют царем, что этот Мусокий находится от них в тридцати парасангах, что взятых в плен он послал в качестве разведчиков, для того чтобы высмотреть римские силы, что он слыхал, какое поражение недавно понес Ардагаст.


Там же.

Без всяких раздумий открываем словарь русского языка В.И. Даля и читаем: «САМУРЪ м. астр. дикий кабан. Самурный смл. пасмурный, угрюмый», что также звучит как смурной, но более естественна теперь общеупотребительная в русском языке форма хмурый. Слово древнее, т.к. от него идет в украинском языке слово хмара (туча), что в целом верно, так как слово пасмурный относится к погоде. Если в указанном имени поменять М на Б, что свойственно было не только тюркскому языку, но и русскому (мел — бел), то получим имя Сабур, от которого назван известный дворянский род Сабуровых, родственный Годуновым и, разумеется, царю Борису Годунову. По поводу же взаимности звуков Б и М в русском языке Даль отметил под словом БУСЪ: «Бусоръ и мусоръ, полагаю, одно и то же; Б нередко переходит в М». Добавим, что возможен и обратный переход, М в Б: Кубань у нас названа от этнического самоназвания половцев, куманов. Что еще любопытно, в тюркском языке слова сабур не было: в Древнетюркском словаре 1969 г. слово SABUR помечено как заимствованное, арабское, со значением терпение.

Далее идем тем же методом: «МУСОКО нар. твр. неприятно, противно. Мусока вода, арх. горькая, соленая, морская».— Могли ли славяне, понимающие русский язык, назвать своего царя Противный? Это, стало быть, не собственное имя царя славян, а презрительная кличка, данная ему со стороны. Кто же мог дать этому несчастному презрительную кличку, как не главные мучители славян, авары?

Еще одно русское по корню имя, уже третье, упоминает в рассказе об аварах Менандр Византиец:

По прошествии немногих дней приехал в столицу другой от хагана посланник, по имени Солах; представленный царю, он открыто, с наглым бесстыдством, сказал ему…


Выделенное имя и значит посланник, это древнерусское слово сълъ с тюркским суффиксом ‑ак, подобное рассмотренному выше имени Вологда. Именно такое слово у нас в летописях едва ли встречается — наверно, везде стоит сълъ и слы, но это еще и не русские — это только авары.

Еще среди поздних аварских имен, уже последних, поминают некоего «тудуна» по имени Кажд (Kajd) [1]. «Тудун» образовано от китайского слова и в Древнетюркском словаре 1969 г. дано как TUTUQ — «тутук, название должности (военный правитель области)». Прозвище же Кажд буквально соответствует русскому корню, который теперь используется в слове искажение, т.е. в виду имеется каженик, калека, к слову казить, как оно дано у Даля. По форме же имя Кажд — это краткое причастие, как чуж — чужд. Что же касается сочетания ‑жд‑, то значение оно имело только фонетическое, например враг — вражда. Уже в русском языке имен подобных форм не было, но ведь Кажд — это аварское имя, а не русское. Сегодня можно встретить фамилию Каждан, но не Кажд, разумеется.

Также любопытно будет рассмотреть аварское слово хринг, уже пятое с русским корнем, которое дошло до нас благодаря описанию этой круговой крепости одним католическим монахом девятого века, очевидцем распада Аварского каганата. Почти то же самое слово и в том же самом значении — круг — встречается в нашей древнейшей летописи:

В лето 6652 [1144] бысть знамение за Днепромъ в Киевской волости: летящю по небеси до земли яко кригу огнену, и остася по следу его знамение въ образе змья великаго, и стоя по небу съ час дневный, и разидеся.


Ипатьевская летопись. Рязань: Александрия, 2001, стр. 225 // Русские летописи. Т. 11.

Наверно, хринг — это уже германская форма, подобная рассмотренным выше England и Hungary. Если избавиться еще и от приставки, тоже рассмотренной выше в словах вроде корова (рева) и кричать (речь), то получим корень риг. Далее возникает вопрос, как образовать формально правильный инфинитив несовершенного вида от совершенного ринуть? Наверно, следует взять за образец пару, например, дернуть — дергать, и по форме дергать образовать инфинитив ригать, от которого формально и возможен корень риг и древнее слово ригъ, с глухим окончанием Ъ. По поводу же значения вот пишет В.И. Даль: «РЕЯТЬ или рѣять, ринуть что, отталкивать».— Стало быть, хринг был предназначен для отталкивания, для отражения нападения, верно, ведь это крепость, а именно — круговая крепость аваров, откуда идет и английское слово ring (круг, кольцо), и упомянутое наше криг в смысле уже только круг. Вполне еще возможно, что отсюда же идет немецкое слово криг (Krieg, война).

Стало быть, в совершенно отрывочных и неинформативных заметках об аварах мы нашли у аваров пять русских слов — имена Самур, Мусокий, Солах и Кажд, а также наименование крепости хринг (криг). Найдутся у них, разумеется, и тюркские имена (Ваян по-гречески, т.е., вероятно, Баян) и даже германские (Кох), но это естественно в связи с рассмотренной выше ролью волохов и орляг в этногенезе русских.

К сожалению, об аварах почти ничего не известно, не ясно даже, как правильно звучит их имя, ибо греки передавали своей буквой вита (β) два звука — собственный В и иностранный Б (в греческом языке буквы Б не было, ныне только выдумали сочетание). И если на греческом языке имя авары закономерно звучит через В (Άβαροι), то у нас — через Б, объры, объринъ. В славянские языки этот этноним вошел в значении великан или что-то в этом роде, но у нас в данном смысле есть прилагательное облый (плотный, полный), какового корня имена у сибирских рек Обь и Омь (мена Б/М может быть и русской, как выше сказано). Идет это, вероятно, от тюркской формы оглы, как в сочетаниях обозначается сын, «плоть от плоти», как пишут в трагических романах,— например Кыркыз-оглы в Енисейских надписях. Отсюда следует, что тюркская форма данного слова должна звучать через Л — оболонь (оболочка), а не оборона, брань. Это, конечно, не значит, что обры были русскими, так как у славян их этноним, напомним, тоже имеет значение… Но в придачу к сказанному выше это, безусловно, любопытно. И еще более любопытно, что значение этнонима обры в русском языке является синонимом этнонима варяги, если за последним числить свару, т.е. тоже брань. Значит ли это, что обры и варяги хоть как-то связаны между собой? Да, но ключевым здесь является отнюдь не то, как было «на самом деле», чего мы знать не можем, а то, что в русском языке авары и варяги представлены родственниками, если уж получили они полные синонимы в качестве имени. Именно это и является для нас действительностью — представления наших далеких предков, воплощенные в русском языке.

Происхождение авар неизвестно. По одной из версий, они были вытеснены из сложившегося на останках империи Жужань каганата тюрок, что, к сожалению, о национальности и языке их не говорит ровным счетом ничего. Опираются эти представления лишь на последовательность событий: в 545 — 555 гг. династия Жужань была разгромлена тюрками, граница нового каганата достигла некоего Западного моря, т.е. Аральского или Каспийского, а в 558 г. авары были отмечены у границ Византии — прибыло к императору Византии аварское посольство… Если верить изложению цитированного выше Менандра Византийца, дело было следующим образом:

Авары после долгого скитания пришли к аланам и просили их вождя Саросия, чтобы он познакомил их с римлянами. Саросий известил о том Юстина, сына Германова, который в то время начальствовал над войском, находившимся в Лазике. Юстин донес о просьбе аваров царю Юстиниану, который велел полководцу отправить посольство аваров в Византию. Первым посланником этого народа был избран некто по имени Кандих. Представ пред императора, он сказал: «К тебе приходит самый великий и сильный из народов; племя аварское неодолимо; оно способно легко отразить и истребить противников. И потому полезно будет тебе принять аваров в союзники и приобрести себе в них отличных защитников, но они только в таком случае будут в дружеских связях с Римской державой, если будут получать от тебя драгоценные подарки и деньги ежегодно и будут поселены тобой на плодоносной земле».

[…]

В начале четвертого года царствования Юстина [568 г. по РХ] в Византию прибыло посольство от турков. […] Посланники говорили, что народ их разделяется на четыре владения, но что владычество над всеми принадлежит одному Дизавулу, что они покорили и эфталитов и заставили их платить себе дань. Император спросил посланников: «Всю ли эфталитскую силу вы подчинили себе?»– «Всю»,– отвечали посланники. Государь: «Как жили эфталиты, в городах или в селениях?» Посланники: «Это племя, государь, живет в городах».– «Итак,– заметил император,– ясно, что вы овладели их городами».– «Так точно»,– отвечали они. «Уведомите нас,– сказал царь,– сколько аваров свергли господство турков и остались ли еще авары у вас?»– «Есть авары, которые еще преданы нам; число же тех, которые от нас убежали, полагаем, до двадцати тысяч». Посланники исчислили потом племена, подчиненные туркам, и наконец просили императора заключить мир и союз с турками.

Оценка численности авар едва ли соответствует действительности: сомнительно, что предшественник Юстина, император Юстиниан, испугался бы двадцати тысяч человек и стал бы выплачивать им дань золотом. Под «Дизавулом» имеется в виду, вероятно, Истеми-каган (552 — 576 гг.). Это какая-то ошибка, потому что слово «Дизавул» похоже на название местности — Диз-аул. Может быть, имелась в виду западная часть каганата, где правил Истеми-каган.

Если предположить, что в аварском имени Кандих использован уже знакомый германский звук N, закрывающий первый слог, т.е. имя это произнесено с германским акцентом, как имена Ингорь и Сфендостлав, записанные тоже греками, или английские имена England и Hungary, рассмотренные выше, то на выходе получится у нас совершенно тюркское имя — Кадык (Твердый). Предположение это вполне имеет право на существование, если не обожествлять Иордана, который указал исход готов, причерноморских германцев, со Скандинавского полуострова лишь предположительно, по каким-то слухам и сплетням. Почему бы и не допустить, что готы пришли в причерноморскую степь из-за Волги? Что, германцы должны были поселиться в Европе немедленно после Потопа, как наши хрестоматийные славяне? Видимо, да, это замечательное общее свойство наших господствующих исторических теорий.

У северной границы Византии авары заняли территорию приблизительно между Дунаем и Днестром, к западу от Черного моря, подчинив местных германцев (славян):

Причерноморье. Карта

Посмотрим на карту. Влияние Аварского каганата в южном направлении было исключено: там располагалась Византия. Некоторое влияние в западном направлении продолжалось до времени Карла Великого, который положил ему конец военным путем, фактически уничтожив Аварский каганат. На данном направлении влияние в лучшие времена могло доходить приблизительно до современной линии Вена — Прага — Берлин, а то и далее, но не далее будущих французов. Это подтверждается, в частности, немецкой Песней о Нибелунгах, под которыми, вероятно, имеются в виду авары или их часть. Влияние аваров на восток в связи с Хазарией и вообще кочевниками едва ли простиралось далее Днепра, да и то по северу, в районе будущего Киева, по лесам уже, а в причерноморской степи уже хазары могли господствовать даже до Дуная, точнее до Византии. Никаких преград для авар не было только на севере, куда, в частности, бежали с Дуная будущие поляки, как выше сказано. На север влияние каганата могло распространяться даже вплоть до океана, включая, конечно, Скандинавский полуостров до появления т.н. викингов. При этом северное население на том языке авар, который впоследствии мы узнали как русский, могло называться славянами — «варварами», как и подчиненные каганату германцы на Балканах.

Сообщение с северными областями могло поддерживаться по двум речным путям — южному и северному. Однако южный путь — через Черное море и Днепр — полностью мог контролироваться кочевниками в районе днепровских порогов. Пройти эти пороги могли далеко не все корабли (см. выше рассказ Константина Багрянородного о строительстве однодревок), да и не все корабли могли быть пропущены кочевниками… Совершенно свободен оставался только северный речной путь — из бассейна Дуная в бассейн Вислы через волоки, далее в Балтийское море и на будущий Новгородский север. Волоки же могли быть весьма протяженными. Например, мы знаем, что между Волгой и Доном был волок, а сейчас там канал, длина которого 101 км. Это показывает уровень технологического развития Руси того времени, который не мог возникнуть на пустом месте — грубо говоря, у хрестоматийных славян с мотыгами, трудолюбиво растивших свеклу.

К.А. Васильев. Рождение Дуная

Особо следует подчеркнуть, что мы имеем дело отнюдь не с распространением какой-то абстрактной «культуры» на хрестоматийных славян, а с распространением именно людей и даже, напомним, целых национальных групп — варягов, волохов и орляг, как выше рассмотрено,— ибо русское уже национальное сознание сохранило память о трагедии на Дунае. До наших дней дошла русская былина о Дунае Ивановиче, который случайно убил свою невесту и от горя покончил жизнь самоубийством, а из крови его и взяла начало Дунай-река, см. набросок на эту тему К. Васильева, «Рождение Дуная». Отнести это на счет славян можно только в безумии, ибо славяне-то угнетенные радовались падению Аварского каганата, что отразилось даже в нашей древнейшей летописи:

Быша бо объре теломъ велици и умомь горды, и Богъ потреби я [их], помроша вси, и не остася ни единъ объринъ. И есть притъча в Руси до сего дне: погибоша аки обре, их же несть племени ни наследка.


Повесть временных лет. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб: Наука, 1999,  стр. 10.

До этого же летописец с увлечение рассказывает, как обры издевались над славянами, дескать — поделом им, лиходеям. Увы, мы точно знаем сегодня, это ложь: «притча» была совсем иная — русские скорбели о гибели Аварского каганата. Обычно ни один возникший народ никогда не хранит память о своих доисторических временах и предках, поэтому в случае с Дунаем у нас мы имеем просто исключительное событие в мировом этногенезе… Нетрудно предположить, что и события, вызвавшие столь мощную память и скорбь, тоже были исключительны. Ну, Карл Великий был хуже Гитлера, и будь у него технические средства, европейское население было бы прорежено в связи с имеющимися техническими возможностями… Вообще, в мире никогда и нигде не было столь кровавых и жестоких деспотий, как в Западной Европе,— вообще нигде и никогда.

О лжи «славянской» мы поговорим ниже — это уже «христианская» идеология новой мировой империи, со столицей в бывшей хазарской крепости Самбатион, а пока следует завершить начальные представления о связи авар и Руси. Авар, безусловно, помнили на Руси — было у них и племя, и наследники, ибо уже в исторические времена, в частности — в записке Мономаха, встречаем упоминание южного населенного пункта, название которого образовано от этнонима обры, причем именно от этнонима, а не однокоренного слова:

То и пакы ходихомъ, том же лете, со отцемь и со Изяславомь битъся Чернигову с Борисомь, и победихомъ Бориса и Олга. И пакы идохом Переяславлю, и стахом во Оброве.


Там же, стр. 102.

Без авар также невозможно даже вообразить распространение уже в девятом веке русского языка по громадной территории — от Новгородского севера до Крыма, в частности греческого Херсонеса, где хрестоматийный Кирилл, учитель славян, обнаружил книги на русском языке, если верить его Житию:

…и дошедъ Корсуня… Обрете же ту Евангелие и Псалтирь, русьскыми писмены писано, и человека обреть, глаголюща тою беседою, и беседова с нимъ и силу речи приимъ, своей беседе приклада различнаа писмена, гласнаа и съгласнаа; и къ Богу молитву творя, въскоре начять чести и сказати, и мнози ся ему дивляху.


Цит. по: Повесть временных лет, стр. 412.

Кирилл этот, коли был такой в природе, жил во времена патриарха Фотия, середине девятого века, в самом истоке русской государственной истории, и столь широкое распространение русского языка в течение считанных лет было попросту невозможно. Был, следовательно, доисторический период, связанный, вероятно, с варягами…

Нетрудно предположить, что переселенцы и беженцы из Аварского каганата устремлялись не только на Новгородский север по северному речному пути, но и в греческие колонии по берегам Черного моря. В частности, в Херсонесе возникла крупная группа людей, которые, вероятно, говорили на русском языке. Так, по древнейшей нашей летописи, цитированной выше, когда князь Владимир в 988 г. осадил Херсонес из-за распри с византийским руководством, город ему сдал некий горожанин Настас, подсказав, как перекрыть городской водопровод… Чуть позже этот Настас стал главным попом уже на христианской Руси, т.е. русскоязычные жители Херсона имели не только священные книги на своем языке, но и своих попов, служивших, вероятно, на русском языке. На знаменитое «расселение славян» это не тянет, ибо для любого расселения людей нужна не только причина, но и культура этих людей, а у славян, пребывавших, как мы видели выше, в весьма примитивном обществе, первобытнообщинном, ни причины для расселения, ни тем более культуры просто не было. Увы, на «расселение славян» тянут только предки поляков, бежавшие от притеснений с Дуная на Вислу,— все остальные славяне остались на своих местах, как мы и видим их ныне. Что же касается украинцев и белорусов, то они родились значительно позже прочих славян, после монгольского нашествия.

Вообще, введение в русскую историю авар, т.е. правильное понимание роли варягов в этногенезе русских, позволит избавиться не только от всех «славянских» противоречий, которые носят древний идеологический характер, ныне совершенно бессмысленный, но и понять наши отношения с Европой. Отношения эти всегда строились, если воспользоваться термином из теории Л.Н. Гумилева, на отрицательной комплиментарности ввиду безотчетной межнациональной ненависти, этнической. Буквально то же самое касается и славян, подавляющее большинство которых испытывает безотчетную неприязнь к русским.

Доисторический контакт нынешних германских народов или их предков с русским языком может быть также подтвержден лингвистически: у германцев много заимствований из русского языка, которые просто необъяснимы за отсутствием этнического контакта германцев и русских в историческое время. И тем более необъяснимо это германским заимствованием у славян, культура которых была предельно низка, критически (у варваров никто ничего не заимствует). Например, немецкие слова Ost и West очевидным образом происходят от одного русского слова — восток, причем направление заимствования ни малейших сомнений не вызывает (наше слово смысловое, а у германцев это просто лексические символы, им не понятные). Получилось же столь странно потому, вероятно, что в прежние времена ориентировались только по востоку, даже самое слово это, ориентирование, происходит от латинского наименования востока (orientis). Двойное заимствование слова восток немцами у «нибелунгов» говорит о том, что контакт носителей русского языка и предков немцев был долгим, очень долгим. Заимствованием, вероятно, является также немецкое Krieg, английские ring и war, а также многое иное, вплоть до некоторых морфологических функций языков северных германцев, например Skandinaviska halvön (Скандинавский полуостров) на шведском языке с русским суффиксом ‑ск-. Кстати еще, шведский язык называется svenska, как знаменитая українська, тоже почему-то в русском женском роде. Ну, и чем же одни наши славяне отличаются от других? Да ничем принципиально. Сложись история чуть иначе, и северные германцы тоже, как все современные славяне, говорили бы на русском языке, приспособленном под свои нужды…

Доисторический контакт носителей русского языка с германцами открывают и наши этнические наименования германцев, например немцы и датчане, которые имена не соответствуют нынешним германским, являясь заметно более древними, чем нынешние, «неправильными». Датчане (правильно — дойчане, на деле — даны) называются у нас именем современных немцев (Deutsche, дойче): дойч — дотч — датч (даже не очень сильное искажение), а немцы — именем греческой «богини» гнева Немесиды (Νέμεσις, Немесис, на первом слоге ударение, как в слове немец, Νέμεσ). Здесь, конечно, как и в любом ином подобном случае, нельзя применять современную украинскую логику, мол датчане — это «на самом деле» немцы, а немцы, следовательно,— это сволочи. Нет, мы видим воочию, что русские этнические наименования германцев не соответствуют современной этнической картине, ибо в русском языке датчане — это немцы, дойчане (к сл. Deutsche), а говорит это только о том, что в русском языке данные этнонимы, дойчане и немцы, возникли раньше, заметно раньше, чем современные германские народы по имени Dänen и Teutonen — даны и тевтоны (немцы). Ну, и где же возникли они, древние эти этнонимы, в каком государстве, если Руси еще не было?

Стоит еще добавить, что русский этноним датчанин, совершенно оторванный от современной этнической действительности, используется в современном английском языке, вторичном по отношению к немецкому, как и у всех северных германцев, но обозначает уже не датчанина, а голландца — Dutchman [датчмен]. Это уж и вовсе необъяснимый кошмар, если следовать принятым ныне историческим представлениям… Ну, а почему бы и здесь не учесть, например, возможное доисторическое влияние орляг, замешанное на русских представлениях о германцах доисторического нашего времени?

Приведенные примеры указывают на очевидное: некие древние носители русского языка наблюдали этногенез германцев, в частности — немцев с датчанами, а может быть — также голландцев, и ввели в свой язык наименования германцев, соответствующие своему времени или своим представлениям о германцах, которые представления ни в малейшей степени не согласуются с современными. Ну, и что же это было? Разве не должны мы в данном случае распространить бытие известного нам русского языка за пределы бытия исторической Руси? Да, но как же в данном случае обойтись без аваров и варягов, связующих Русь с германцами, славянами для аваров, в том числе немцами?

И наконец, на мощное наследие Руси, возникшей в половине девятого века по РХ, указывают ее враждебные отношения с двумя сверхдержавами того времени — Византией и Хазарией. Каким образом только что возникшее государство не только смогло стать равным сверхдержавам, но и иметь загадочный конфликт с ними, чуть не приведший к уничтожению Византии и приведший к уничтожению Хазарии? Что там случилось?

Мать городов русских

Письменная история Руси начинается с гражданской войны в Новгороде — знаменитого изгнания варягов в 862 г., как датирует его древнейшая наша летопись, и затем призвания их обратно. Понятно должно быть, что изгнали варягов одни люди, а обратно призвали другие, противники их, в чем и заключалась причина…— Читать дальше


Зову живых