На сайте размещены статьи по русской истории, публицистика, философия, статьи по психологии, а также по грамматике русского и древнерусского языков, в частности – Слова о полку Игореве.

Дм. Добров

Повесть обращения лет

Дм. Добров • 12 июля 2012 г.
Содержание

Откуда вышла Русская земля,
Кто в Киеве начал первым княжить
И когда Русская земля начала быть

летопись

Засим начнем повесть сию. После Потопа три сына Ноя разделили землю — Сим, Хам и Иафет. И отдан был восток Симу: Персия, Бактрия до самой Индии по широте, а по долготе до Ринокорура — так сказать, от востока до юга, а также Сирия, Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуена, ассирийцы, Месопотамия, Аравия Старшая, Елимаис [1], Индия, Аравия Сильная, Колия, Коммагена и Финикия вся.

Хаму отдана была южная сторона: Египет, Эфиопия, прилегающая к Индийскому океану и иная, из которой выходит река эфиопская Красная, текущая на восток, а также Фивы, Ливия, прилежащая к Киренаике, Мармарика, Сирт, иная Ливия, Нумидия, Масурия и Мавритания напротив Кадиса. На востоке же сущими обладал Хам Киликией, Памфилией, Писидией, Мисией, Ликаонией, Фригией, Кабалией, Ликией, Карией, Лидией, иной Мисией, Троадой, Эолидой, Вифинией и Старой Фригией, а также островами некоторыми обладал, Сардинией, Критом, Кипром, и рекой Геоной, называемой Нил.

Иафету отданы были северная сторона и западная: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Босфор, Меотида, Дервия [2], Сарматия, таврики, Скифия, Фракия, Македония, Далмация, Молоссия, Фессалия, Локрида, Пелония, которая называется Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриатика и Адриатическое море. Обладал он и островами Британией, Сицилией, Эвбеей, Родосом, Хиосом, Лесбосом, Китирой, Закинфом, Кефалинией, Итакой и Корфу, а также частью азиатской стороны, называемой Иония, и рекой Тигром, текущей между Мидией и Вавилоном в Черное море на север [3], Дунаем, Днестром и Кавказскими горами, то есть Угорскими, и оттуда до самого Днепра, и прочими реками — Десной, Припятью, Двиной, Волховом и Волгой, которая идет на восток, в предел Сима.

В пределе Иафета осели русские, чудь и следующие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволоцкая чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, земгалы, курши, летгалы и ливы. Ляхи же, пруссы и чудь осели возле моря Варяжского. По сему же морю осели варяги отсюда к востоку до предела Сима. По тому же морю осели они к западу до земель английских и волошских. Иафетово же следующее колено: варяги, шведы, норманны, готы, русские, англичане, галлы, волохи, римляне, немцы, орляги [4], венеды, франки и прочие, которые осели от запада к югу и соседствуют с племенем Хама.

Сим, Хам и Иафет, разделив землю, жребий метав, чтобы не заступать никому в жребий брата, жили каждый в своем пределе. Был народ един. И умножившиеся на земле люди умыслили создать столп до небес в дни Иоктана и Фалека [5]. Собрались они в месте Сеннаар [6] на равнине строить столп до небес и город около него, Вавилон. И созидали столп тот сорок лет, да не завершен был. И сошел господь Бог посмотреть на город и столп, и сказал господь: «Это народ один и язык один…» И смешал Бог народы, и разделил на 72 языка, и рассеялись они по всей земле. После же рассеяния народов Бог ветром великим разрушил столп. Сохранились развалины его между Ассирией и Вавилоном — в высоту и в ширину 5433 локтя, много лет сохраняющиеся развалины.

По рассеянии столпа и разделении народов приняли сыны Сима восточную сторону, сыны Хама — южную сторону, а Иафетовы прияли запад и южную сторону. От этих семидесяти двух народов пошел народ славянский, от племени Иафета, норики [7], которые суть славяне.

По многих временах осели славяне по Дунаю, где ныне угорская земля и болгарская. И от тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, где осевши, на котором месте. Так, осели пришедшие на реке именем Морава и прозвались морава, а другие чехами назвались. А это тоже славяне: хорваты белые, сербы и хорутане. Из-за волохов, напавших на славян на дунайских, осевших у них и притеснявших их, славяне эти ушли и осели на Висле, прозвавшись ляхами. И от тех ляхов прозвались полянами ляхи, другие — лютичами, иные — мазовшанами, иные — поморянами. Потом те славяне пришли и осели по Днепру, назвавшись полянами, а другие — древлянами, поскольку осели в лесах. Другие же осели между Припятью и Двиной и назвались дреговичи. Иные осели на Двине и назвались полочане, по речке, которая впадает в Двину, именем Полота, от нее прозвались полочане. Славяне же осели возле озера Ильмень и прозвались именем своим. И построили они город и нарекли его Новгород. А другие осели по Десне, по Сейму и по Суле и назвались север. Так разошелся славянский народ, затем и грамота прозвалась славянской.

Полянам, жившим отдельно по горам, лежал путь от варягов к грекам, от греков по Днепру и в верховьях Днепра волоком до Ловати, а по Ловати путь в Ильмень, озеро великое, из которого озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, которого озера устье выводит в море Варяжское, а по морю тому путь до Рима, от Рима путь до Царьграда и от Царьграда путь в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр вытекает из Волковского леса и течет на юг, да Двина из того же леса течет, идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью жерлами в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно идти по Волге к болгарам и к хвалисам и на восток дойти в жребий Сима, а по Двине — к варягам, от варягов до Рима, а от Рима до племени Хама. Днепр же впадает в Понтское море жерлом, которое море слывет Русским. Как говорят, по нему учил святой Андрей, брат Петра.

Андрей, учащий в Синопе и пришедший в Херсонес, узнал, что от Херсонеса близко устье днепровское, и захотел пойти в Рим. И пошел он в устье днепровское, а оттуда пошел по Днепру вверх и по случаю пришел к горам на берегу и остановился под ними. Утром встав, сказал он бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? Так на этих горах воссияет благодать божья. Будет здесь град великий, и церкви многие Богом воздвигнуты будут». И взойдя на горы эти, благословил он их, поставил крест и помолился Богу. И сойдя с горы, где после стал Киев, пошел он по Днепру вверх. И пришел к славянам, где ныне Новгород. И увидел он людей, здесь бывших, каков обычай у них, как моются и хлещутся, и удивился им. И пошел к варягам, и пришел в Рим, и поведал, сколько научил и сколько видел, рассказав им: «Диво видел в земле славянской. Проходя здесь, видел я бани деревянные: натопят их сильно, разоблачатся и станут совершенно наги, обольются квасом кожевенным, поднимут на себя ветви младые и бьют себя сами. И до того себя доведут, что едва вылезут, еле живые. Обольются водою студеной, и так оживут. Творят это каждый день, не принуждаемы никем, сами себя мучат. Но тем творят они себе омовенье, а не мученье». И удивлялись слушавшие его. Андрей же, побыв в Риме, вернулся в Синоп.

Среди полян же, живших отдельно и владеющих родичами своими, которые и до сей братии были поляне и жили каждый с народом своим на своем месте, владея каждый народом своим [8], были три брата — первому имя Кий, второму Щек, третьему Хорив — и сестра их Лыбедь. Осел Кий на горе, где ныне увоз Боричев, Щек на горе, где ныне зовется Щековица [9], а Хорив на третьей горе, от него прозвавшейся Хоривица. И сотворили они град во имя брата своего старшего, и дали ему имя Киев. Был около града лес и бор велик, и были ловцы зверей, мужи мудрые и смышленые, называвшиеся поляне. От них поляне в Киеве до сего дня.

Иные несведущие говорили, что Кий перевозчик был, а у Киева была тогда переправа с той стороны Днепра, почему и говорили: «на переправе на Киеве». Если бы перевозчик был Кий, то не ходил бы в Царьград, а потому Кий княжил в народе своем. Придя к царю, как говорят, великую честь принял он от царя, при котором царе приходил. Идя же обратно, пришел он на Дунай, облюбовал место и срубил городок малый. И хотел осесть тут с родом своим, но не дали ему близ живущие, которые дунайцы и доныне называют городище Киевцем. Кий же, придя в град свой Киев, жизнь свою тут закончил. И брат его Щек, Хорив и сестра их Лыбедь тут скончались.

И после сих братьев держать почал род их княжение у полян, у древлян свое, у дреговичей свое, у славян свое в Новгороде, а другое на Полоте, где полочане. От них идут кривичи, которые осели в верховьях Волги, в верховьях Двины и в верховьях Днепра; град их Смоленск, где осели кривичи. Далее, на севере от них на Белом озере осела весь, на Ростовском озере — меря, и на Калищенском озере тоже меря. А на Оке-реке, где впадает она в Волгу, у муромы язык свой, у черемис свой язык и у мордвы свой язык. Засим же только славянский язык на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, север, бужане, поскольку осели по Бугу, и наконец волыняне. А это иные народы, которые дань дают Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, земгалы, курши, нарва и ливы. Они свой язык имеют, от колена Иафета, живущие в странах северных.

К славянскому же народу, как уже сказано, живущему на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, называемые болгарами и осели по Дунаю, став соседями славянам. Потом пришли угры белые и наследовали землю славянскую. Угры же эти начали существовать при Ираклии-царе, который ходил на Хосрова, царя персидского. В те же времена существовали и обры, которые ходили на Ираклия-царя и чуть только его не взяли. Эти же обры воевали против славян и притесняли дулебов, бывших славянами, насилие творя женщинам дулебским: чтобы поехать обру, не давал он впрячь ни коня, ни вола, но велел впрягать три, четыре или пять женщин в телегу и везти его. Так и мучили дулебов. Были же обры телом велики, а умом горды, и истребил их Бог, померли все, не остался ни единый обрин. И говорят на Руси доныне: погибли, как обры, которым нет ни племени, ни потомков. После же них пришли печенеги, и снова прошли угры черные мимо Киева, потом, при Олеге.

Поляне же, живущие отдельно, как уже сказано, бывшие из рода славянского, назвались полянами, а древляне, тоже из славян, назвались древлянами. Радимичи же и вятичи из ляхов. Было два брата у ляхов, Радим и второй, Вятко. И пришедшие братья осели — Радим [с родом своим] на Соже, прозвавшись радимичами, а Вятко осел с родом своим по Оке, от него прозвались вятичи. И жили в мире поляне, древляне, север, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы осели по Днестру и возле Дуная. Было множество их, осели же по Днестру до самого моря, существуют грады их до сего дня, а потому прозваны были греками Великая Скифия.

Все имели обычаи свои, закон отцов своих и преданья, и каждый — свой нрав. Поляне своих отцов обычай имели тих и кроток и стыд перед снохами своими, сестрами, матерями и родителями своими, перед свекровями и деверями великий стыд имели. Брачный обычай имели: не ходил зять по невесту, но приводили ее к нему вечером, а назавтра приносили, что за ней дано. А древляне жили звериным образом, по-скотски жили: убивали друг друга, ели все нечистое, а браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. Радимичи, вятичи и север один обычай имели: жили в лесах, как всякий зверь, ели все нечистое, и сквернословие у них было перед отцами да снохами, а браков не бывало у них, только игрища между селами. Сходились на игрища между селами, на пляски да на всякие бесовские игрища, и тут умыкали женщин себе, с которой кто договорится, а имели по две и по три женщины [10]. А если кто умирал, то творили тризну над ним, потом делали большую колоду, клали его на колоду и сжигали мертвеца. Потом, собрав кости, вкладывали их в сосуд небольшой и ставили его на столбе при дороге, что творят вятичи и ныне. Обычай этот соблюдали и кривичи, и прочие поганые, не ведающие закона Божия, но сами себе закон творящие.

Говорит Георгий в летописи:

У каждого народа либо закон писаный есть, либо обычай, поскольку законом беззаконникам отеческое кажется. Из них же первые — сирийцы, живущие на краю света. Законом имеют они отцов своих обычаи: не любодействовать и не прелюбодействовать, не красть, не клеветать, не убивать и, особенно, не злодействовать. Также есть закон у бактриан, называемых рахманами и островитянами, что по наказу прадедов и благочестию ни мяса не едят, ни вина не пьют, ни блуда не творят, ни злобы не держат большого страха ради Божия. И хуже у соседних с ними индийцев, убийстводейцев и сквернотворцев: гневливы сверхъестественно, а во внутренней стране их людей едящие странников убивали, даже едят, как псы. Некий закон есть также у халдеев и вавилонян: матерей иметь, с детьми брата блуд творить и убивать. И всякое богопротивное деяние добродетелью мнят творящие его, если даже далече от страны своей будут. Иной же закон у гилонян [11]: женщины у них пашут, строят хоромы и мужские дела творят, но и прелюбодеяние творят, сколько хочется, особенно не удерживаемы мужьями своими, не стыдясь. Есть у них жены, храбрые ловить зверя крепкого. Владеют жены мужьями своими и удовлетворяются ими. В Британии же многие мужчины с одной женщиной спят и многие женщины с одним мужчиной похоти предаются,— беззаконие как закон отцов творят независимо и невоздержанно. Амазонки же мужчин не имеют, но, как скот бессловесный, единожды в год в весенние дни осеменены бывают, сочетаясь с окрестными мужчинами. Как некое торжество и великий праздник время то они мнят. От мужчин зачав во чреве, потом разбегаются оттуда все. Когда же будут рожать, если родится мальчик, то погубят, а если девочка, то вскормят и прилежно воспитают.

Засим также и при нас ныне половцы закон держат отцов своих — кровь проливать, похваляясь этим, и есть мертвечину да всякую нечисть, хомяков и сусликов. Имеют также мачех своих и ятровей и иные обычаи отцов своих творят. Мы же, христиане всех земель, которые веруют во Святую Троицу и в единое крещение, в единую веру, закон имеем один, поскольку во Христе крестились и во Христа облеклись.

По сих же годах, по смерти братьев сих, были они обижены древлянами и иными окольными. И нашли их хазары осевшими на горах сих в лесах, и сказали хазары: «Платите нам дань». Подумав, поляне дали от дыма [12] меч. И отнесли его хазары к князю своему и старейшинам своим и сказали им: «Вот нашли новую дань». Они же сказали им: «Где?» Они же сказали: «В лесу на горах над рекою Днепром». Они же сказали: «Что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Недобрая дань, князь! Мы всего добились оружием единою стороною острым, то есть саблями, а их оружие обоюдоострое, то есть меч. Будут они брать дань с нас и с иных стран». И сбылось это: не по своей воле сказали, а по Божьему повелению. Так и при фараоне, царе египетском, когда привели Моисея к фараону, сказали старейшины фараоновы: усмирит он область египетскую, как и случилось. Погибли египтяне через Моисея, а сначала [евреи] были порабощены ими. Так и эти: владели, а после ими владеют. Так и случилось, владеют хазарами русские князья до нынешнего дня.

В году 6360 [852], индикта в 15 день, когда начал Михаил царствовать [840], получила прозванье Русская земля. О том же узнали мы, так как при этом царе приходили русские на Царьград, как пишется в летописании греческом. Потому отсюда начнем и числа положим:

От Адама до Потопа лет — 2242.

От Потопа до Авраама лет — 1082.

От Авраама до исхода Моисеева лет — 430.

От исхода Моисеева до Давида лет — 601.

От Давида и начала царствования Соломона до пленения Иерусалима лет — 448.

От пленения до Александра лет — 318.

От Александра до Рождества Христова лет — 333.

От Рождества Христова до Константина лет — 318.

От Константина до Михаила сего лет — 542.

От первого же года царствования Михаила до первого года Олега, русского князя, 29 лет. От первого года Олега, со времени воцарения в Киеве, до первого года Игоря 31 год. От первого года Игоря до первого года Святослава 33 года. От первого года Святослава до первого года Ярополка 28 лет. Ярополк же княжил 8 лет, Владимир — 37 лет, а Ярослав — 40. Выходит, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет, а от смерти Ярослава до смерти Святополка 60 лет.

Но мы на прежнее возвратимся и скажем, что творилось в года сии, так как прежде начали было первый год Михаилом, но по порядку положим числа.

В году 6361 [853]

В году 6362 [854]

В году 6363 [855]

В году 6364 [856]

В году 6365 [857]

В году 6366 [858] Михаил-царь вышел с войском берегом и морем на болгар. Болгары же, увидев, что не могут сопротивляться, креститься попросили и покориться грекам. Царь же крестил князей их и бояр всех и мир заключил с болгарами.

В году 6367 [859] брали дань варяги из-за моря с чуди, со славян, с мери, с веси и с кривичей. Хазары же брали с полян, с северян и с вятичей, брали по белой веверице [13] от дыма.

В году 6368 [860]

В году 6369 [861]

В году 6370 [862] изгнали варягов за море, не дав им дани. И начали сами собою владеть, и не осталось у них правды, и восстал род на род, и начались у них усобицы, и воевать начали сами с собою. И сказали сами себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к русским, так как звались те варяги русскими, как другие варяги зовутся свитыми, другие же урманами, иноглядами, другие готовыми [14],— так и эти. Сказали русские, чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И собрались три брата с родами своими, взяли с собой всех русских и пришли. Старший, Рюрик, осел в Новгороде, другой, Синеус, на Белоозере, а третий в Изборске, Трувор. И коли от тех варягов прозвалась Русская земля новгородцами, то стали люди новгородцами из роду варяжского, а прежде были славяне.

Через два года умер Синеус и брат его Трувор. И взял власть Рюрик, раздав мужам своим города — одному Полоцк, другому Ростов, иному Белоозеро. И по городам тем стали варяги пришельцами, а первые жители в Новгороде славяне, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, а Белоозере весь, а в Муроме мурома. И всеми ими владел Рюрик.

И было у него два мужа, не племени его, но бояре. Отпросились они в Царьград с родом своим и пошли по Днепру. Проходя мимо, узрели на горе городок и спросили: «Чей это городок?» Они же сказали: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли, а мы живем, платя дань родичам их хазарам» [15]. Аскольд же и Дир остались в городе этом и многие варяги совокупили и начали владеть полянской землей, пока Рюрик княжил в Новгороде.

В году 6371 [863]

В году 6372 [864]

В году 6373 [865]

В году 6374 [866] пошли Аскольд и Дир на греков и пришли в четырнадцатый год Михаила-цесаря [854]. Цесарю же, ушедшему на агарян, прислал эпарх весть, что русские на Царьград идут, и возвратился царь. Они же, внутрь Суда [16] войдя, много убийств христиан сотворили, в двухстах кораблях Царьград окружив. Цесарь едва в город вошел. С патриархом Фотием пришел он в церковь Святой Богородицы во Влахернах, и всю ночь они молитву творили, а потом, святую божественную ризу Богородицы с песнями вынеся, в реку ее окунули, и тишина настала, море успокоилось. Тотчас же буря поднялась с ветром, и волнами великими, опять восставшими, безбожных русских корабли смело и на берег ввергло, побив их так, что мало их сей беды избегло и восвояси возвратилось.

В году 6375 [867]

В году 6376 [868] начал царствовать Василий.

В году 6377 [869] крещена была вся земля Болгарская.

В году 6378 [870]

В году 6379 [871]

В году 6380 [872]

В году 6381 [873]

В году 6382 [874]

В году 6383 [875]

В году 6384 [876]

В году 6385 [877]

В году 6386 [878]

В году 6387 [879] умирая, Рюрик передал княжение свое Олегу, из рода его сущему, отдав ему сына своего на руки, Игоря, бывшего юным весьма.

В году 6388 [880]

В году 6389 [881]

В году 6390 [882] пошел Олег, взяв воинов многих, варягов, чудь, славян, мерю, весь и кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, взял город и посадил мужей своих. Оттуда пошел он вниз, взял Любеч и посадил мужей своих. И пришли к горам киевским, и узнал Олег, что Аскольд и Дир княжат. И спрятал он воинов в ладьях, а других позади оставил, а сам пришел, неся Игоря юного. И приплыл под Угорское, спрятав воинов своих, и послал к Аскольду и Диру сказать, мол купец я, а идем к грекам от Олега и от Игоря-княжича; выходите к нам, родичам своим. Аскольд и Дир пришли. Выскочив со всеми прочими из ладьи, сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и рода не княжеского, а я рода княжеского». И вынесли Игоря: «Это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли их на гору и погребли на этой горе, что ныне зовется Угорское, где ныне Ольмин двор. На той могиле поставил он церковь святого Николая, а могила Дира за церковью святой Ирины.


[1] 1 Мак. 6, 1.
[2] Деян. 14, 6.
[3] Так в тексте.
[4] «Корлязи», неизвестный народ.
[5] Быт. 10, 25; 1 Пар. 1, 19.
[6] Быт. 11, 2 и пр.
[7] Noricum, Норик — провинция Римской империи.
[8] Так в тексте.
[9] Так в тексте.
[10] Так в тексте — «жена», т.е. женщина.
[11] 2 Цар. 15, 12.
[12] Чтобы понять эту притчу, слова «от дыма» нужно исключить. Это невежественная вставка.
[13] Ласка, горностай или белка зимнего улова, белая.
[14] «…яко се друзии зовутся Свие, друзии же Урмане, Анъгляне, друзии Гъте».
[15] «…платяче дань родомъ ихъ Козаромъ». Здесь какой-то невежда вставил дательный «Козаромъ», но позабыл удалить конкурирующий дательный «родомъ ихъ». Это говорит о том, что сообщения о дани полян хазарам выдуманы, как, впрочем, и сами поляне.
[16] Гавань Константинополя.

Зову живых